21 октября 2021 21:04

Вопрос дня

Имеет ли смысл организовать перевозки грузов в кредит в качестве одной из стандартных услуг?


Людмила Сергеева, начальник управления финансовых расчётов ЦФТО ОАО «РЖД»:
– Мы ведём свою деятельность согласно Уставу железнодорожного транспорта, который предусматривает предварительную оплату перевозочной услуги до её начала. Если говорить о внедрении практики перевозки грузов в кредит, то надо сразу же ставить вопрос и о внесениях изменений в Устав. Что же касается возможных перспектив применения такой практики, то мне кажется, что в грузовых перевозках она малоприменима. Вопрос можно поставить так – а почему мы, по сути, должны кредитовать экспедиторов, непосредственно с которыми и ведётся в основном наша работа? Они сами кредитуют своих клиентов, а мы будем их перекредитовывать. Я считаю, что такая финансовая нагрузка на компанию неприемлема. Второй фактор – в грузовых перевозках мы имеем дело не с физическими, а с юридическими лицами. Если пассажира ещё можно разыскать, то юридическое лицо может исчезнуть так, что счёт предъявлять будет некому.

Ольга Старостина, начальник отдела сбыта ООО «Русский Хром»:
– Для нас внедрение подобной практики было бы очень привлекательно. Мы даже сразу можем предложить и ОАО «РЖД», и операторам способ избежать риска взаимодействия с недобросовестными клиентами. У каждого клиента ОАО «РЖД» есть расчётный код, на который заносится определённый объём средств. Этот код и его баланс и могут стать гарантией того, что клиент, получивший перевозку в кредит, не исчезнет, не расплатившись.

Владимир Сергеев, руководитель правления группы компаний «Недра»:
– Не думаю, что ОАО «РЖД» или его дочерние структуры сделают такое предложение в сфере грузовых перевозок, как стандартный сервис. Сегодняшняя система предоставления вагонов и локомотивов завязана на гарантированном предоставлении авансовых платежей, и я не вижу причин, чтобы ОАО «РЖД» и операторы отказывались от неё – она надёжно гарантирует получение денег. Кроме того, рынок грузовых перевозок характеризуется тем, что потоки полученных за оказанные услуги средств расходятся между собственником парка, владельцем погрузочных мощностей и перевозчиком. В каком объёме просчитать долю предоставляемого от каждой из сторон кредита – дело настолько непростое, что вряд ли какая из названных сторон вообще будет этим заниматься, поскольку ей проще выставлять авансовый счёт-фактуру.

Александр Егорушков, советник генерального директора ООО «Независимая транспортная компания»:
– Такая практика вряд ли сможет стать массовой, как стандартный сервис. Кредитование перевозок со стороны компаний-операторов возможно лишь в отношении долгосрочных, проверенных клиентов, у которых есть ясность с их грузовой базой, намерениями развития, маршрутами перевозок. В этом аспекте отношения между операторами и грузовладельцами уже нередко выходят на фазу кредитования перевозок. В частности, ООО «Независимая транспортная компания» нередко перевозит в кредит грузы нашего ключевого клиента – Новолипецкого металлургического комбината, поскольку мы имеем полное представление и о его финансовой состоятельности, и о возможности взыскания с него средств. Но в отношении разовых перевозок наша компания такую практику не вводит и не введёт.

Алексей Расницов, директор по транспорту и логистике ООО «Международная зерновая компания»:
– Я не считаю, что введение института перевозок в кредит намного повысит привлекательность железных дорог. Это невыгодно ни для железнодорожников, ни для грузовладельцев. Для железнодорожников низкая привлекательность такой услуги объясняется сложностью расчётов, кому сколько из участников перевозочного процесса будет причитаться с выплаты кредита, по какой ставке для каждого из них должны эти выплаты исчисляться, потому что каждый из них может иметь свои собственные взаимоотношения с банками. А для грузовладельца, в частности для нас, перевозки в кредит не интересны по той причине, что это означает, по сути, увеличение транспортной составляющей в нашей работе. Нам достаточно грамотно просчитывать спрос на перевозки, конъюнктуру потребления и предложения нашей продукции, на базе чего мы и заключаем перевозочные договоры. В такой ситуации перевозки в кредит не требуются.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31