16 апреля 2021 06:46

Память на переплавку

Когда на сети ликвидировали отделения дорог, а хозяйства преобразовали в самостоятельные вертикали, многие дорожные, региональные и линейные железнодорожные музеи остались без хозяина.

Как рассказали сотрудники Музея истории Куйбышевской дороги, несколько лет назад на станции Потьма демонтировали участок пути, который раньше обслуживал управление мордовских лагерей, и всю инфраструктуру – семафоры и аппараты жезловой сигнализации, рельсы, локомотивы и вагоны – сдали в металлолом. Та же участь постигла тепловозы и вагоны, оборудование переезда и стрелочные переводы начала 20-х годов после того, как разобрали 25-километровый участок узкоколейки от станции Ночка до завода «Красный гигант» в Пензенской области. Эти участки находились не на балансе дороги, но история-то у нас одна. А ведь всё это, как уверен директор Музея Куйбышевской дороги Юрий Менчик, могло стать отдельной экспозицией – ещё одной страницей истории нашей страны.

Пока ещё большинство руководителей дорог своим авторитетом и энтузиазмом влияют на ситуацию с музеями. Но такое важное дело, как сохранение прошлого, не может держаться на личности. Люди приходят и уходят. Был, к примеру, музей в локомотивном депо. А с разделением предприятия на ремонтную и эксплуатационную части о музее забыли. Непрофильная ведь деятельность.

К тому же новые начальники региональных и центральных дирекций, филиалов и предприятий зачастую люди молодые, ориентированные на совершенствование бизнес-процессов и технологий, они иногда слабо представляют историю транспорта.

В ряде случаев помещения, занимаемые ранее комнатами боевой и трудовой славы, уже высвобождают, а редкие экспонаты и документы просто выбрасывают на свалку. На заброшенных полустанках режут старинные вагоны и другую технику. А ведь этих поржавевших экспонатов-тружеников, свидетелей свершений целых поколений остались единицы.

Неужели память требует непосильных инвестиций или усилий?

Может быть, имеет смысл создать отдельную вертикаль или управляющую компанию по всем дорожным, региональным и линейным музеям. Ведь им нужен не только статус, но и единая структура с единым подчинением и финансированием на поддержание экспозиций на должном уровне. Как бы то ни было, но, пожалуй, 175 лет существования отрасли – достаточный срок для того, чтобы создавать, а не разрушать музеи.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30