16 апреля 2021 23:56

Стоп-кран по калибру

Крупным цистернам сохранят ограничения для перевозок нефти

Ространснадзор в пятницу отменил запрет на перевозку нефти и тёмных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Исключение составили цистерны самого крупного, 66-го калибра.

Российские производители цистерн быстро решили все вопросы спецификации выпускаемого парка
Напомним: запрет ведомство ввело 10 мая. В результате от перевозок сырья отстранялось более 60 тыс. вагонов, то есть где-то 30% общего парка цистерн. Почти сразу «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Башнефть», Хабаровский НПЗ обратились к федеральным властям с просьбой отсрочить действие предписаний Ространснадзора. Введённые ограничения грозили недопоставкой нефти на НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, недопоставками топлива российским потребителям.

Хабаровскому НПЗ, в частности, пришлось сократить объём переработки нефти более чем наполовину. По данным пресс-службы НК «Альянс», на заводе скопилось 61,5 тыс. тонн продукции, все резервуары были заполнены.
«В данный момент железная дорога перевозит порядка 120 млн тонн тёмных нефтепродуктов и 75 млн тонн светлых. А цистерн, предназначенных для светлых нефтепродуктов, у нас в два раза больше, чем для тёмных. Если предписание принять, то получится профицит «светлых» и дефицит «тёмных» цистерн», – отметил заместитель начальника департамента по работе с нефтяными компаниями ОАО «Первая грузовая компания» Денис Булойчик.

Ограничения для цистерн подготовлены Ространснадзором из-за частых аварий. С начала года в стране произошло восемь сходов цистерн, в результате чего пострадало более 50 вагонов. В большинстве случаев причиной аварий были названы неисправность вагонов и производственные дефекты. Операторы в один голос утверждают, что в изломе тележек виноваты заводы-производители, допускающие брак. Те, в свою очередь, ссылались на использование операторами цистерн «не по назначению». По их мнению, при наливе тёмных нефтепродуктов и нефти, имеющих высокую плотность, в цистерну для светлых нефтепродуктов увеличивается нагрузка на раму, что и является причиной изломов.

В связи со сложившейся ситуацией в Минтрансе была создана комиссия по обеспечению безопасности перевозок нефти. Участник комиссии, заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Косарев считает, что в любом вагоне можно обеспечить безопасную перевозку.
«Любой вагон-цистерна имеет параметры по ограничениям: грузоподъёмность и высоту налива. В случае если высота налива более 20% от норматива или менее 80%, то такая перевозка запрещена. Если наливать нефтепродукт в указанных параметрах без превышения грузоподъёмности, то тогда проблем с точки зрения обеспечения безопасности движения нет. Учитывая, что нефть имеет разную плотность, в любом вагоне для безопасной перевозки эти параметры могут быть обеспечены», – отметил он.

По данным Александра Косарева, операторы соблюдают два основных ограничения – по грузоподъёмности и высоте. Однако, по сообщению ОАО «РЖД», для того чтобы операторы смогли пользоваться вагонами-цистернами под сдвоенные операции, заводы-изготовители должны внести изменение в спецификацию вагонов.
«Владельцы и арендаторы цистерн должны провести своего рода аккредитацию подвижного состава. На вагонах должна быть нанесена соответствующая маркировка – знак того, что в них можно возить тёмные нефтепродукты», – подтверждает эту информацию первый председатель правительства Хабаровского края Виктор Чудов.

Заводы-изготовители реагируют на просьбу внести изменения в законодательство по-разному. Российские производители, в частности «Уралвагонзавод» и Рузаевский завод химического машиностроения, готовы пойти навстречу и внести изменения в спецификацию вагонов. Единственным заводом, который сейчас отказывается вносить изменения в спецификацию, является «Азовмаш», на продукцию которого как раз и приходится большая доля изломов тележек.
«Цистерны «Уралвагонзавода» приспособлены для перевозки как светлых, так и тёмных нефтепродуктов», – сообщил «Гудку» заместитель генерального директора «Уралвагонзавода» Алексей Жарич.

Первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Александр Лукьянов говорит, что «все российские производители вагонов-цистерн пересмотрели технические условия о возможности перевозок тёмных нефтепродуктов, подтвердили возможность использования «светлых» цистерн под тёмные нефтепродукты и согласились дополнить спецификацию грузов. Что касается «Азовмаша», то переговоры с ним ещё продолжаются».

Азалия Идрисова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30