19 апреля 2021 02:19

Гарантированный уровень

В ОАО «РЖД» внедрена методическая база расчёта экономического ущерба



Современная методика позволяет оценивать экономические последствия нарушений безопасности движения

В современных условиях потребовались новые дополнительные инструменты, которые позволяют благоприятно влиять на ситуацию с обеспечением безопасности перевозок. Одним из них стал анализ экономических последствий нарушений безопасности движения, систематически проводимый в ОАО «РЖД» с 2007 года.

Его целью является поддержание гарантированного уровня безопасности движения при минимизации ущерба от транспортных происшествий и событий. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: сбор информации о нарушениях безопасности движения и экономическом ущербе, анализ полученных данных в разрезе дороги, дирекции, хозяйства, функционального филиала, ДЗО с использованием современного инструментария (статистические методы, интеллектуальный анализ данных).

Сегодня необходим комплексный подход к управлению безопасностью движения, основанный на проведении мониторинга с использованием и экономических показателей. Выявляя риски возникновения транспортных происшествий и событий, компания реализует два направления. Первое – это принятие риска на себя при организации системы предупредительных мероприятий. И второе – передача риска страховщику, включающее имущественное страхование имущества и ответственности перевозчика.

Для обеспечения единого подхода к оценке экономических последствий нарушений безопасности движения в компании существует методическая база по расчёту экономического ущерба, ведению форм внутренней статистической отчётности, оценки угрозы возникновения нарушений безопасности. При реализации «Функциональной стратегии гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в ОАО «РЖД», государственных стандартов по «Безопасности функциональной» используются финансово-экономические технологии управления риском возникновения нарушений безопасности движения, позволяющие обеспечить принятие обоснованных управленческих решений.

Используя методическую базу и данные, предоставляемые железными дорогами, о фактах нарушений безопасности движения и экономических последствиях, их сопровождающих, появилась возможность оценивать виды нарушений не только по количеству, но и по тяжести материальных потерь.

Особое внимание уделяется сторонним организациям – участникам процесса перевозок, по вине которых происходят транспортные происшествия и события.

Для обеспечения наиболее полного и всестороннего анализа последствий нарушений требуются фактические данные о повреждении подвижного состава и объектов инфраструктуры. На основе информации, получаемой из автоматизированной системы АС РБ, формируются учётные формы по всем филиалам ОАО «РЖД», позволяющие обеспечивать своевременность расчёта общей суммы ущерба от нарушений безопасности движения, учёт причинённого и возмещённого ущерба, фактического ущерба, сравнение этих показателей. Аналитические формы ЦРБ позволяют: уточнять и обосновывать источник возмещения ущерба, проводить дополнительную работу по взысканию ущерба с виновного, определять причины невозмещения ущерба по всем его составляющим. Процесс возмещения ущерба от нарушений безопасности движения включает страхование имущества ОАО «РЖД», организацию рекламационной работы, другие действия, направленные на возмещение ущерба. Работа по первому направлению проводится ЦРБ совместно с департаментом корпоративных финансов на основе единого информационного пространства. В будущем мы рассматриваем возможность определения экономической эффективности реализации мероприятий, направленных на поддержание заданного уровня безопасности, то есть иметь оценку того, насколько сокращаются и количество нарушений, и ущерб, который их сопровождает.

Лидия Шкурина,
заведующая кафедрой МИИТа, д.э.н., профессор
Елена Сеславина,
доцент МИИТа, к.э.н.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30