21 октября 2021 19:02

Холодная доставка

Ровно полтора века назад в нашей стране построили специальный вагон-ледник

Такой подвижной состав для перевозки мяса, птицы, рыбы, масла, фруктов стали использовать вначале на Московско-Казанской и Рязано-Уральской железных дорогах. В вагоне-леднике доставляли даже устриц из Севастополя к царскому столу в Санкт-Петербург.

Первые вагоны-ледники были примитивны и могли лишь немного снизить температуру внутри грузовой камеры. Обычно в вагоне подвешивались или устанавливались на поддонах мясные туши или иной скоропортящийся товар, а в специальные карманы над грузом засыпался лёд. При таянии лёд снижал температуру до +1–3 градусов.

Со временем инженеры модифицировали конструкцию ледников. От простого охлаждения льдом перешли к льдосоляной смеси. Меняя соотношение соли и льда, можно было снизить температуру до минус 21 градуса. Баки для загрузки льда располагались в вагоне под крышей, у боковых и торцевых стенок вагона. Груз размещался на инвентарных поддонах. Для слива из кузова растаявшей жидкости в полу были сделаны автоматические клапаны, периодически открывавшиеся под весом воды.

Для обеспечения вагонов льдосоляной смесью вдоль маршрута их следования через каждые 250–300 км устраивались льдопункты и льдозаводы. Обычно на тех станциях, где производилась смена или экипировка паровозов. Для приёма груза, требующего охлаждения или заморозки, на станциях были построены холодильные камеры и склады. Охлаждённая рыба в вагоне-леднике могла перевозиться на значительные расстояния, поскольку сохранялась в нём до 12 суток.

К 1907 году общий парк вагонов-ледников в России оценивался в 2 тыс. штук. Значительное их количество было занято для перевозки сливочного масла из Сибири в центральную часть страны и в Европу. А с 1964 года строительство вагонов-ледников прекратили. На смену им пришли вагоны-рефрижераторы с холодильными установками.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31