11 апреля 2021 01:36

Смена декораций

Реформа официальной статистики отразилась на составляющих индекс-прогноза

Вслед за Росстатом индекс-прогноз грузовой базы российских железных дорог перешёл на новый классификатор. Теперь включённые в расчётную базу индикатора виды продукции более точно соответствуют номенклатуре грузов.

Реформа официальной статистики идёт уже более двух лет. В её рамках с апреля текущего года осуществлён переход на новый общероссийский классификатор производства продукции в натуральном выражении. Соответственно, изменилась и база данных Института экономики РАН, используемая «Гудком» для вычисления индекс-прогноза.

Корректировки коснулись списка продуктов, которые соответствуют наиболее важным для экономики страны грузам, включённым в расчётную базу индекса.

Так, место первичной переработки нефти заняла нефть, поступившая на переработку, пиломатериалов – обработанные лесоматериалы, минеральных удобрений – удобрения (всего). Кроме того, железобетонные конструкции заменены на материалы строительные нерудные, которые в большей степени соответствуют категории строительные грузы. Трёх других составляющих индекс-прогноза: угля, цемента и стали – перемены не затронули.

Таким образом, проводимая Росстатом реформа сделала более точной детализацию прогноза по отдельным продуктовым сегментам, однако в целом методология расчёта индекса осталась неизменной.

В ближайшие месяцы в соответствии с оценками Института экономики РАН уверенный подъём могут продемонстрировать сразу несколько отраслей отечественной промышленности.

В лидерах роста, вероятно, будет производство нерудных строительных материалов (в мае ожидается увеличение в годовом исчислении на 37,3%, в июне – на 27%, а в июле – на 15%) и цемента (на 13,1%, на 11,6% и на 10,9% соответственно).

В не столь значительном, но всё же стабильном плюсе может быть нефтепереработка (рост по сравнению с тем же периодом предыдущего года в мае на 4,6%, в июне – на 4,5%, а в июле – на 4,4%), добыча угля (прибавка на 4,7%, 4,7% и 4,6% соответственно), а также производство стали (подъём на 3,5% ежемесячно).

Превысить результаты аналогичных месяцев предыдущего года, по прогнозам, не смогут только производители лесоматериалов (снижение в мае на 6%, в июне – на 5,1%, а в июле – на 5,5%) и удобрений (на 4,8%, 5,5% и 5,3% соответственно).

Оценки Института экономики РАН легли в основу расчёта индекс-прогноза грузовой базы «Гудка». По методологии индикатора, его вычисления ведутся от последнего периода, по которому опубликованы официальные данные Росстата по объёмам промышленного производства. Сейчас это первый месяц весны, который принят за 100%.

Расчёт индикатора от мартовских значений даёт возможность посмотреть, как сильно отличается прогноз на апрель от фактического изменения погрузки, которая уже известна. Так, в середине весны ожидалось снижение грузовой базы по сравнению с мартом на 0,1% (значение индекс-прогноза – 99%). В марте, напомним, объём погрузки на сети российских железных дорог увеличился в годовом исчислении на 2,9%, что выше планового задания на 0,8%. При этом по сравнению с предыдущим месяцем погрузка сократилась на 1,5%. Таким образом, разница между прогнозом и фактом составила 1,4 процентного пункта, а ошибка прогноза – 1,4%, что входит в рамки статистической погрешности.

В дальнейшем можно ожидать роста грузовой базы по сравнению с мартом. В мае может быть увеличение на 3,9% (значение индекс-прогноза – 103,9%), в июне – на 8,3% (значение индекс-прогноза – 108,3%), а в июле – на 14% (значение индекс-прогноза – 114%). Впрочем, прогнозные данные могут оказаться несколько выше реальных результатов, так как впереди разворот ремонтных работ на сети, а также сезонный всплеск пассажирских перевозок.

Юлия Громадская



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30