11 апреля 2021 19:09

Прогноз погоды для отрасли

На магистралях создают АСУ гидрометеонаблюдений


Обработка данных о климате на компьютерах повышает точность прогнозов погоды
Развитие сети высокоскоростных магистралей в южном и восточном направлениях потребует специализированного гидрометеорологического обеспечения таких линий, поскольку они будут работать в различных климатических условиях.

Кроме того, погодные катаклизмы (размыв полотна, обледенение проводов контактной сети и рельсов, сильные снегопады, крупный град, ураганный ветер, туман, наводнения и др.) могут вызвать перебои в работе и обычных линий.

Поэтому своевременное предоставление железнодорожникам точной информации о гидрометеорологических условиях на маршруте следования поездов необходимо для обеспечения безопасности движения.

В связи с этим считаю нужным при планировании дальнейшего развития железнодорожного транспорта одновременно разрабатывать надёжную систему его специализированного гидрометеорологического обеспечения. В частности, требуется подготовить научно обоснованный перечень нормативной документации, регламентирующей такую деятельность в ОАО «РЖД».

В настоящее время функции по гидрометеорологическому обеспечению возложены на отдел, входящий в департамент пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД».

Соответствующие отделы входят в состав территориальных дирекций инфраструктур на железных дорогах. Их сотрудники готовят текущую гидрометеорологическую информацию, составляют прогнозы, делают штормовые предупреждения об опасных для железнодорожного транспорта явлениях погоды.

Кроме того, взаимодействуют со специалистами Росгидромета, научно-исследовательских институтов и других организаций. Это позволяет формировать базу данных о климате на подведомственной территории железной дороги и разрабатывать рекомендации для сотрудников отрасли.

Сейчас каждая территориальная дирекция имеет отдельный договор с местным управлением гидрометеослужбы на доступ к первичной информации о погоде. Однако на разных дорогах она имеет различную форму - от примитивных факсимильных карт до данных фактических наблюдений, пригодных для использования в современных синоптических автоматизированных рабочих местах. То есть фактически ОАО «РЖД» имеет 17 договоров на доступ к одной и той же информации.

Кроме того, в территориальных дирекциях инфраструктуры отсутствует единый перечень работ по гидрометеорологическому обеспечению, подчас нерационально используются имеющиеся ресурсы доступа к первичной информации. Точности прогнозов мешает и их привязка к территории железных дорог, а не к климатически однородным участкам. Специалистам службы также не хватает необходимых методик и технических средств мониторинга.

Для решения указанных проблем учёные Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) в сотрудничестве с коллегами из департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» разрабатывают автоматизированную систему специализированного гидрометеорологического обеспечения железнодорожного транспорта.

Основная цель проводимых исследований – повышение безопасности и эффективности работы отрасли за счёт разработки инновационных технологий мониторинга климатических явлений, а также обеспечения бесперебойного функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры.

Эта работа ведётся при поддержке Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».

Александр Дикинис,
кандидат географических наук,
декан РГГМУ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30