16 октября 2021 08:55

Критические последствия

Железнодорожная инфраструктура нуждается в полноценном финансировании


Юрий Щербанин, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем ИНП РАН, профессор, д.э.н.
Из-за недостаточной плотности автомобильных и железных дорог во многих регионах, отсутствия мощной сети перегрузочных комплексов, терминалов транспортные издержки в конечной цене товара постоянно растут. Кроме того, растут и цены на топливо.

Железные дороги – это основа транспортной инфраструктуры страны. Ими перевозится более 1,2 млрд тонн грузов в год, около 40% всех пассажиров в дальнем следовании и около 44% пассажиров в пригородном сообщении. За последние 20 лет произошли существенные перемены в экономике: изменилась промышленная карта страны, возникли новые промышленные центры, а часть старых центров снизила свой потенциал. А вот в географическом плане сеть практически не изменилась. Пропускные способности инфраструктуры исчерпаны и на многих направлениях становятся ограничителем роста экономики. Рост объёмов перевозок грузов, увеличение интенсивности использования магистральной инфраструктуры происходят на фоне её продолжающегося старения.

Многолетнее недофинансирование железнодорожной инфраструктуры привело к высокому уровню её износа. Значительный сегмент линий эксплуатируется с отклонениями от нормативов. В результате на отдельных ключевых участках сети значительно снизилась пропускная и провозная способность.

Пропускные возможности железной дороги на многих участках уже исчерпаны
Дальнейшее недофинансирование инфраструктуры приведёт к увеличению дефицита её пропускной способности, повышению затрат на содержание, а для национальной экономики – к невозможности вывоза предъявленных к перевозке грузов в полном объёме. Есть опасения, что доля невывезенных грузов будет возрастать, а это может вызвать спад производства на отдельных предприятиях и негативно сказаться на динамике ВВП.

Существуют расчёты, согласно которым при сохранении текущей ситуации уже к 2015 году железнодорожный транспорт ежегодно не сможет вывозить более 230 млн тонн грузов (порядка 20% от сегодняшней погрузки), что может привести к ограничению роста ВВП на 1,9%, или на 1,5 трлн руб. ежегодно. По мнению экспертов, к 2020 году эта цифра может вырасти до 300 млн тонн.

Также в срочном порядке требуется замена устаревших и выработавших свой срок службы локомотивов на современные высокопроизводительные модели. Нехватка средств на техническое и технологическое переоснащение железных дорог касается не только инфраструктуры и тягового подвижного состава, но и систем сигнализации и связи, систем диспетчеризации. Всё это препятствует внедрению новых логистических технологий и организации перевозочного процесса в соответствии с международными стандартами.

Таким образом, недофинансирование железнодорожной инфраструктуры может привести к критическому увеличению затрат на содержание и эксплуатацию основных средств железнодорожного транспорта. Невозможность вывезти весь предъявленный груз приведёт к ограничению роста производства, снижению конкурентоспособности российских производителей и в целом российской экономики. В связи с этим снизится конкурентоспособность железнодорожного транспорта в сравнении с автомобильным, перевозка грузов перейдёт на автотранспорт, что вызовет рост нагрузки на автодороги и приведёт к росту расходов федерального бюджета на их содержание.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31