14 апреля 2021 17:54

Охота за «Летучим голландцем»

Карен Шахназаров выпустил фильм «Белый тигр». Это его первая лента о войне.

Великая Отечественная война подходит к концу. Затяжные бои измотали обе стороны, но советские войска продолжают наступать. И чем активнее они это делают, тем чаще им встречается странный немецкий танк. Белый-белый, едва различимый в дыму сражений, он ползёт по зелёным лугам. Не тонет ни в реках, ни в болотах и не оставляет следов от гусениц. Появляется ниоткуда, расстреливает советские войска и внезапно исчезает. И никто не может с точностью сказать, белый танк – настоящий или призрачный.

Со странным танком начинает бороться не менее странный танкист. Иван (Алексей Вертков) сильно обгорел в бою, но чудом выжил, да ещё и вернулся на фронт. Однако у него амнезия. Зато он начинает понимать, о чём «говорят» танки.
«Поединок солдата и танка – уникальная возможность показать войну с другого ракурса. Мистического. Я её так чувствую. Фильм посвятил отцу-фронтовику, который прошёл всю войну, вообще – всему его поколению», – говорит Карен Шахназаров.

Сценарий к фильму он писал вместе с кинодраматургом Александром Бородянским. За основу взяли повесть Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр».

Актёров Шахназаров искал нарочно неизвестных. «Люди, которые выиграли войну, сильно отличаются от современных, – убеждён он. – У них лица совсем другие. Глядя на тех, кто живёт сегодня, я часто думаю о том, что они вряд ли смогли бы победить».

Правда, за исполнителем главной роли Шахназаров далеко ходить не стал. Алексей Вертков уже снимался у него в картине «Палата № 6» и даже получил приз за главную роль на кинофестивале в сирийском Дамаске. Театралам же он знаком как актёр «Студии театрального искусства» Сергея Женовача.

Работа над «Белым тигром» велась с мая по ноябрь прошлого года. На полигоне Таманской бригады построили деревню, в которой снимали стрельбу, взрывы и пожары. А в четвёртом павильоне «Мосфильма» для финальной сцены построили кабинет Гитлера. Музыку Вагнера для саундтрека немного обработал композитор Юрий Потеенко.

…«Белый тигр», как того добивался режиссёр, пугает. Но не теми мистическими моментами, которыми насыщен, а тем, что ему, как и его недавним предшественникам – фильмам «Утомлённые солнцем 2» и «Брестская крепость», до конца не веришь. И хочется вернуться домой и посмотреть советские чёрно-белые ленты о войне, потому что они, снятые просто, без изысков, вышибают слезу и заставляют думать. Но, может быть, дело во времени, когда сама война, уже такая далёкая, кажется «летучим голландцем» и потому видится мифологизированной?..

Евгения Велихова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30