21 октября 2021 18:23

Воображаемое чудо

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина встречает свой юбилей двумя выставками – «Воображаемый музей» и «Пушкинскому музею – 100 лет».

Как известно, официально, для публики, этот музей открылся 31 мая 1912 года. Однако история его коллекций восходит к временам более давним. Вскоре после основания Московского университета в 1755 году в этом учебном заведении появилось собственное собрание монет и медалей, которое впоследствии перешло в ведение музея на Волхонке. Да и многие другие его составные части формировались задолго до того, как Иван Владимирович Цветаев получил разрешение устроить Музей изящных искусств имени императора Александра III , как он тогда назывался. Имя Пушкина возникло лишь в 1937 году.

Эти и другие подробности биографии музея отражены в проекте «Пушкинскому музею – 100 лет», разместившемся в Белом зале и колоннаде на Волхонке. Здесь рассказывается и о строительстве главного здания, и о реорганизациях советского времени, и об испытаниях в годы войны, и о послевоенном периоде – с 1949 по 1953 год, – когда все произведения мирового искусства ютились в запасниках, уступив место подаркам товарищу Сталину.

Помимо фотографий и видеохроники, в юбилейной экспозиции много подлинных произведений, символизирующих тот или иной «этап» в жизни музея. Например, скульптура Якопо Сансовино «Богоматерь с младенцем», подаренная в 1911 году, накануне его открытия Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. От окружающих картин и изваяний новоявленные экспонаты отличаются лишь неброской маркировкой.

Тем из зрителей, кто не знаком с постоянной экспозицией Пушкинского музея до такой степени, чтобы ориентироваться в ней с закрытыми глазами, придётся потратить некоторые усилия, чтобы отыскать фрагменты «Воображаемого музея».

Договариваясь о тех или иных «поставках», организаторы экспозиции в первую очередь исходили из «белых пятен» и «чёрных дыр» в собственном собрании. Именно такими соображениями продиктован выбор произведений Иеронима Босха или Диего Веласкеса, которые вовсе не представлены в коллекции ГМИИ. В других случаях ставка делалась на уникальность тех или иных экспонатов. Скажем, «Царская лира», принадлежащая Британскому музею, – это раритет из раритетов, древность, достойная внимания.

Многие из привезённых в Москву экспонатов вполне заслуживают отдельной экспозиции в формате «Выставки одной картины», будь то «Несение креста» Эль Греко из мадридского Прадо, вариант «Завтрака на траве» Эдуарда Мане из лондонского Института Курто или «Адам и Ева» Густава Климта из венской галереи Бельведер.

Кирилл Галин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31