16 апреля 2021 05:02

Победный вальс

В праздничные дни железнодорожники – ветераны войны принимали слова благодарности от своих коллег младшего поколения. А концерты, представления и поездки в ретропоездах, которые устраивали на дорогах, стали настоящим подарком героям к Дню Победы.

Первыми в России 9 Мая начали праздновать на Дальневосточной дороге. Здесь особенно отличилась молодёжь. В ДВГУПСе провели телемост, соединивший ветеранов Хабаровска, Тынды, Свободного, Нерюнгри и Уссурийска. Интерактивный вечер воспоминаний завершился песнями военных лет. Хабаровскому хору ветеранов, студентов и лицеистов подпевали по всей магистрали.

После этого из студии главные герои праздника переместились на стадион университета, на военизированную эстафету.
– Учимся стрелять, собирать автоматы. Но не для того, чтобы воевать, – говорят студенты. – Всё это, чтобы войны больше не было.

Специально для ветеранов в Хабаровском дворце культуры отдельный концерт дали молодые рэперы. Их творчество заинтересовало многих почётных гостей, утверждавших, что такой подход молодёжи к сохранению памяти о празднике только радует.

А ветераны Северной, наоборот, вспомнили молодость. На празднике «Фанфары Победы» в Ярославле выступили танцевальные коллективы, хор ветеранов и духовой оркестр Дома культуры и творчества железнодорожников станции Ярославль, певческие коллективы из городов области. «Синий платочек», «Рио-Рита» и платья в горошек напомнили о тех далёких годах. Парочки под звуки духового оркестра кружились в вальсе на мостовой.

Нашлось занятие и для внуков и правнуков ветеранов – у Арсенальной башни для детей организовали викторину с призами.

Рисунки школьников Удмуртии, посвящённые празднику, посмотрели ветераны Горьковской. Центром торжеств в Ижевске стал железнодорожный музей. Его директор Татьяна Ишметова пригласила гостей на выставку «Железнодорожники в годы войны». Здесь вспоминали сформированный в Агрызе бронепоезд «Василий Чапаев», строительство военной дороги Ижевск – Балезино.

А в музее Юго-Восточной хранится фотография с выжженным зданием управления дороги. Когда-то в десятках метров отсюда проходила линия фронта. По ней и проходят колонны к Вечному огню каждый год 9 Мая.
– Святой праздник, он объединяет и стариков, и молодёжь, – сказал председатель Совета ветеранов ЮВЖД Павел Прищепин.

Итоги конкурса детского рисунка «Железная дорога в годы Великой Отечественной войны» подвели на Октябрьской.
– Я нарисовал поезд, который уже остановился, но продолжает воевать. Этим хотел сказать, что волю машиниста к победе нельзя сломить, – рассказывает юный художник из Петрозаводска Илья Губарев, занявший первое место среди начальных классов. – Я слышал рассказы воевавших. В нашей семье через войну прошёл брат моего дедушки.

В Санкт-Петербург на финал конкурса, в котором участвовало 58 работ, Илью привёз отец, который работает в дистанции электроснабжения.
– Мы хотим, чтобы дети железнодорожников узнали о событиях Великой Отечественной из первых уст – от ветеранов – и изобразили свои впечатления, – сказал заместитель начальника ОЖД по Санкт-Петербург-Витебскому региону Андрей Панков.
– Хорошо, что в праздновании Дня Победы участвуют и дети. Главное у них осталось в душе: память о дедах и прадедах, которые воевали, чтобы мы все сегодня жили, – отметила ветеран ОЖД Людмила Соломина.

Приветствовали юных художников и ребята с Малой Октябрьской дороги. Они подарили ветеранам, которые тоже пришли поздравить юных художников, алые гвоздики.

Те же символичные цветы возложили к паровозу-памятнику – знаменитой «Лебедянке» – в Самаре ветераны Куйбышевской.
– Из нашего 1929 года рождения уже многих нет в живых. Поэтому каждый День Победы для нас праздник вдвойне, – рассказывает ветеран войны и труда, в прошлом составитель поездов Николай Третьяков.

В годы войны он работал в сапожной артели. Зимой подшивал валенки для фронта, а летом помогал взрослым в поле.

Александру Кабанову, ветерану Приволжской, довелось участвовать в боях.
– Из всех операций при освобождении Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии особенно запомнился апрель 1944 года, – вспоминает ветеран, пришедший на Мамаев курган в Волгограде. – Полк прочно занял позиции на румынской земле. Мы стали преследовать противника. Сменив огневую позицию, попали под обстрел немцев, которые были уже в ста метрах от нас. Началась рукопашная, был какой-то ад. Я был ранен, лечился в полевом госпитале, а оттуда снова в бой.

Вспоминали о былом и ветераны Забайкальской. Георгий Овсянников рассказывает, как вместе со старшими товарищами на Читинском паровозоремонтном заводе собирал бронепоезд. И даже вытачивал детали для грозного оружия – огнемёта.
– Нам, 14–15-летним мальчишкам, доверили такое ответственное дело, мы очень гордились, что помогаем армии, – говорит он.

Молодёжь благодарила ветеранов. Ребята выстроились на станциях с красными воздушными шариками в руках, которые в конце акции отпустили в облака. Только в Чите взмыла в небо тысяча шаров.

На Ростовском вокзале в День Победы горожане вспомнили, что такое очередь. В честь праздника Северо-Кавказская организовала ретропоезд на паровозной тяге. В желающих сфотографироваться рядом с паровозом ЛВ-0233 не было недостатка. А когда локомотивная бригада разрешила снимать в кабине, людей ещё прибавилось.
– Когда я вырасту, буду работать кочегаром! – уверяет трёхлетний Андрюша Симонов, только что спустившийся из кабины паровоза. – А сегодня у всех праздник. Наши солдаты много лет назад побили фашистов!

Отправление ретропоезда стало главным событием на Южно-Уральской. На перрон подаётся знаменитый паровоз «Победа», только вагоны за ним – самые современные. Ветераны занимают места в купе.
– Ретропоезду по маршруту Челябинск – Кыштым отправиться разрешаю! – командует начальник Южно-Уральской Виктор Попов. Под звуки оркестра поезд тронулся в путь.

На паровозной тяге отправились до Казанского вокзала по Московской окружной железной дороге ветераны МЖД и центрального аппарата компании. Многие с детьми, внуками, правнуками. У каждого вагона пассажиров встречали гармонист со спутницей в солдатской форме военных лет. Проводники Поезда Победы тоже были одеты в форму, специально сшитую по образцу 1945 года. Юные железнодорожники с Кратовской Детской дороги вручали пассажирам поздравления в форме писем-треугольников.
– Думаю, что ветеранам приятно получить от нас поздравления. В войне у меня участвовали прадедушка и прабабушка, прадедушка погиб. Наша семья всегда отмечает этот праздник, – говорит будущая железнодорожница Катя Макарова.

Едва поезд тронулся, гармонисты зашли в вагоны, и все дружно начали распевать популярные военные песни.

Борис Дворецкий, 60 лет проработавший на МЖД и в аппарате МПС, трудиться начал в 14 лет на военном аэродроме в Монине.
– Я подвешивал бомбы на самолёты, вместе с братом работали. От немецких налётов спасались в землянке, которую выкопали в огороде, – рассказал он.

Встретил ретропоезд оркестр, а пассажиры вокзала аплодировали. Вдруг из толпы к 90-летней Варваре Блинковой, которая всю войну прошла связистом, подбежал мальчишка лет шести и громко сказал: «Спасибо вам за Победу!»

Ветераны Калининградской отправятся в путь на Поезде памяти завтра. В сопровождении активистов детских и молодёжных общественных объединений, воспитанников военно-патриотических и кадетских корпусов Калининградской области они доедут до Курска. Калининградский филиал ОАО «ФПК» для поездки выделил 10 пассажирских вагонов и два вагона-ресторана. Всего на единовременную выплату ветеранам и праздничные мероприятия ОАО «ФПК» выделило 26 млн руб.

Кстати, все проводники поездов дальнего следования 9 Мая носили на форме георгиевские ленточки.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30