28 октября 2021 15:02

Оперативный диагноз

В РГУПСе создают интеллектуальную систему мониторинга инфраструктуры



С помощью георадаров учёные на мониторе могут увидеть дефекты земляного полотна

По оценке специалистов, до 6% общей протяжённости пути на сети отечественных железных дорог подвержены различным видам деформации земляного полотна.

Такие участки требуют постоянного наблюдения, особенно тщательного в период сезонного паводка. Как рассказал профессор РГУПСа Виктор Явна, среди скоростных методов мониторинга устройств пути в последние годы наиболее интенсивно развивается георадиолокация.

Учёные университета для широкого использования этого метода на железных дорогах при поддержке РФФИ и ОАО «РЖД» создали программно-аппаратный диагностический комплекс. Его можно применять в составе подвижных средств (вагонов-дефектоскопов, мотодрезин и др.). В комплекс входят антенные блоки с частотой 400 МГц, предназначенные для обследования основной площадки земляного полотна, а также устройства спутниковой навигации и видеонаблюдения. Полученная информация обрабатывается на компьютере в режиме реального времени. В результате путейцы на экране монитора могут видеть оперативные данные о наклоне грунтовых слоёв, влажности и деформации земляного полотна.

А с помощью программного комплекса «Каскад» специалисты анализируют состояние железнодорожной инфраструктуры в целом. При размещении новшества на подвижном составе, не оборудованном собственными системами позиционирования, для привязки георадиолокационной информации к железнодорожной системе координат используются ГЛОНАСС/GPS-технологии и электронные карты пути.

По окончании работы на перегоне программный комплекс формирует итоговые документы о результатах мониторинга устройств пути. Их анализ позволяет получать информацию о динамике развития деформаций объектов инфраструктуры с течением времени. Например, можно быстро и точно определить, где именно накапливается сезонная влага, угрожающая стабильности земляного полотна.

Кроме того, в ходе проводившихся исследований учёные вуза разработали метод компьютерного моделирования состояния различных природных объектов. Его применение позволяет обеспечить высокое качество и надёжность всех элементов инфраструктуры при строительстве и реконструкции железных дорог. В частности, они создали компьютерную модель горной реки Мзымты, протекающей в Краснодарском крае, и рассчитали её гидродинамический режим. Это позволило уточнить параметры проектирования берегозащитных сооружений возводящихся олимпийских объектов, а также предложить новые конструкции защиты от размывов железнодорожной линии, проходящей вблизи реки. При этом сотрудники РГУПСа использовали информацию от георадаров и данные сейсморазведки.

В будущем учёные планируют разработать системы мониторинга, обладающие элементами искусственного интеллекта. Они будут не только сигнализировать о возможном отказе элемента инфраструктуры, но и принимать решения по организации безопасного движения транспорта.

Андрей Стрельцов
Ростов-на-Дону

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31