16 октября 2021 09:48

Сказка времён и народов

Лев Атаманов 55 лет назад сотворил маленькое чудо

Кинематографисты широко отметили юбилей выхода на экраны мультфильма Льва Атаманова «Снежная королева». Были проведены выставка рисунков и эскизов замечательной картины, встречи работников кино, демонстрировались известные работы аниматоров.

Экранизация сказки Ханса Кристиана Андерсена в конце 50-х годов произвела мировой фурор. Такого успеха советская мультипликация ещё не знала. Картина победила на трёх кинофестивалях – в Венеции, Каннах и Риме. А на Международном фестивале фестивалей в Лондоне была объявлена фильмом года. Успех был настолько ошеломительный, что в 60–70-е годы ленту показали в новогодней сетке на американском ТВ.

О том, как создавался мультфильм, рассказала дочь режиссёра Анна Атаманова. Она художник-живописец, всю жизнь проработала там же, где отец, – на студии «Союзмультфильм».

Анна Львовна сразу просит не говорить слово «мультик». Действительно, назвать его работы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Котёнок по имени Гав» мультиками язык не поворачивается. Это полноценные фильмы, заставляющие думать, сопереживать.

Мы разговариваем в квартире типичной «сталинки» неподалёку от ВВЦ. На картине в гостиной – Лев Константинович в образе доброго датского сказочника. Портрет нарисовал Леонид Шварцман – автор Чебурашки. Сюда семья переехала по обмену уже после смерти режиссёра.
«До переезда сюда мы жили в коммуналке на Трубной площади в центре Москвы.

Знаменитые художники передали героям фильма переживания, ритм своих сердец
До революции в ней был склад бакалейной лавки. Окна уходили глубоко в землю. Дом топили дровами, а вода в морозы замерзала. Когда мы родились, общую комнату разделили фанерной перегородкой. Нас называли «дети подземелья», – вспоминает Анна Львовна.

– И в таких условиях рождались чудо-сказки?
– Естественно, папа почти всё время проводил на студии «Союзмультфильм», но очень часто с коллегами – Леонидом Шварцманом, Александром Винокуровым – приходил домой, где они вместе продолжали работу. Они были друзьями. Работа над «Снежной королевой» шла два года. За границу ездить тогда возможности не было. Поэтому на месяц поехали в командировку в Прибалтику. В Таллине, Риге, Тарту ходили по улочкам и площадям, срисовывали фасады, башенки, шпили. В Москве дни напролёт проводили в библиотеках – черпали идеи из альбомов скандинавских художников, фотоматериалов о Копенгагене, книг по истории и фольклору Финляндии. А потом приходили к нам домой – рисовали эскизы.

– Громкий успех повлиял на достаток в семье?
– Что вы! Никто из создателей «Снежной королевы» на вручении этих заграничных премий не присутствовал. А один потрясающий приз из Италии и вовсе до нас не дошёл. Он представлял собой стеклянный сосуд, наполненный особой «жидкостью». Внутри – две живые розы: красная и белая. Как те, что росли в горшочке у Кая и Герды. О призе узнали случайно из письма, пришедшего на киностудию. Видимо, приз в дороге «затерялся».

– В соавторстве с вашим отцом выступали знаменитые актёры, голосами которых говорят персонажи его фильмов.
– Да, в знаменитых мультфильмах роли озвучивают легендарные актёры. Снежная королева говорит голосом Марии Бабановой, Оле Лукойе – Ростислава Плятта, Котёнок по имени Гав – голосом Василия Ливанова… Это сейчас артисты просят больших гонораров, а тогда подобных проблем не было. Студия «Союзмультфильм» находилась, где и большинство театров, в центре города. Артисты прибегали на «озвучку» в перерывах между репетициями. Так делали все – Мария Бабанова, Ростислав Плятт, Василий Ливанов, Армен Джигарханян, Всеволод Ларионов. Ни разу не слышала, чтобы кто-то себя плохо вёл. Артисты понимали, если сработаешь плохо, второй раз не позовут. Была единственная проблема – объединить занятых работой артистов в одной сцене. Актёров выбирал в основном папа. Например, Леонид Шварцман нарисовал кота к мультфильму «Котёнок по имени Гав». Папа в его образе сразу увидел Василия Ливанова и предложил ему работу. Бывало, что актёров меняли, например в «Бременских музыкантах», но у папы такого не происходило.

– В то время не было ни компьютерной графики, ни бюджета. Как же удавалось создавать таких реальных героев?
– Художники рисовали руками – на одну картину уходили тысячи рисунков. Руки передают переживание, ритм сердца. Поэтому образы получались такие живые, а картина – реальной в сравнении с компьютерными фильмами. Зрителям и сейчас страшно в ожидании встречи с чудищем из «Аленького цветочка», а над сценой, когда Герда в «Снежной королеве» попадает к разбойнице, я плачу и сейчас. Я, как и папа, сентиментальный человек.

– Он в жизни был похож на доброго сказочника?
– Он ведь из московских армян, очень любил гостей. Всегда угощал долмой, айвовым и ореховым вареньем, которые готовил сам. Как-то в Париже пришёл в гости к коллеге-мультипликатору и подарил хозяйке букет голых веточек, больше похожих на палки. Та удивилась: мол, что это? Он ответил: «Поставьте их в вазу – и ждите чуда». Через месяц в Москву пришло письмо. В конверте – фотография цветущего багульника на столике с инкрустацией, а с обратной стороны написано: «Месье Атаманов, мы просто разорились на вашем подарке: пол-Парижа хочет посмотреть на русское чудо, и каждого нужно угостить чашечкой кофе». Папа умел делать серые будни похожими на сказку.
У него и знакомство с мамой похоже на рождественскую сказку. Он её буквально нашёл под ёлочкой. Она пришла к его сестре на Новый год и, видимо, от усталости уснула. Когда папа увидел её, влюбился. Ей было 18 лет.
Они вместе прожили почти 50 лет. На каждую годовщину свадьбы, 5 апреля, приносил гиацинты. Торопился домой с букетиком, пряча его от холода в пальто. Это было очень трогательно, ведь такого разнообразия цветов, как сейчас, в те годы не существовало. А он всегда находил и мимозу, и фиалки… Видите, на книжном шкафу фарфоровый ослик с бочонком стоит? В этом бочонке весной всегда стояли подснежники.

Виталий Хабаров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31