25 января 2021 07:16

Сложный расчёт

Специалисты предлагают уточнить инструкции для доставки сжиженных газов



С каждым годом растёт объём перевозок сжиженных углеводородных газов по железной дороге, поскольку они являются одним из самых чистых и энергоёмких видов топлива. Однако при хранении, транспортировке и использовании пропана, бутана и других газов нужно соблюдать особые меры предосторожности.

Иван Вишнивецкий, старший научный сотрудник Независимой энергетической компании
Для предотвращения нарушения герметичности вагонов-цистерн их разработчики оправданно заложили большой запас прочности в конструкцию котла и запорной арматуры, в том числе за счёт увеличения толщины стенок цистерны. И, тем не менее, при сходах подвижного состава отмечались случаи утечки сжиженных газов из цистерн.

Поэтому важно обеспечить правильный порядок действий персонала при ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций с опасными грузами. Он приведён в групповых или индивидуальных аварийных карточках, которые хранятся в виде книг на всех железнодорожных станциях. Например, карточка № 206 состоит из двух страниц и включает 22 вещества, в том числе пропан и бутан.

Она содержит пять небольших разделов, в которых приведены основные свойства груза и виды возможной опасности, средства индивидуальной защиты, необходимые действия для нейтрализации угрозы, меры первой помощи, другая информация.

В частности, в соответствии с этим документом железнодорожники обязаны в случае утечки газа отвести вагон в безопасное место и изолировать опасную зону в радиусе не менее 200 м, удалив из неё посторонних.

Проблема в том, что подобные аварии могут развиваться по самым различным сценариям и такого расстояния для обеспечения безопасности иногда бывает недостаточно. Поэтому этот параметр предлагается уточнить, сверившись с данными химической разведки.

Кроме того, при выбросе сжиженных газов радиус зоны опасности определяется в соответствии с руководством, утверждённым МЧС России и МПС ещё в 1997 году. То есть работник станции должен в кратчайшие сроки получить точные данные о характере происшествия и, изучив указанный документ объёмом 55 страниц, рассчитать на калькуляторе, на какое именно безопасное расстояние отгонять цистерну. Причём в зависимости от сценария оно может варьироваться от 40 до 900 м. На всё это ему отводится, согласно тому же руководству, не более 15 минут с момента начала аварии.

Считаю, что необходимо дополнить аварийную карточку № 206 результатами расчётов, выполненных согласно руководству по определению зон воздействия опасных факторов аварий со сжиженными газами, горючими жидкостями и другими веществами на объектах железнодорожного транспорта, исключив проведение сложных математических операций работниками станции.

В свою очередь взамен прежней нужно также разработать новую аварийную карточку с указанием радиусов опасной зоны при различных сценариях развития событий при утечке сжиженного газа.

Эти меры позволят железнодорожникам быстро и правильно оценить радиус опасной зоны при любом возможном варианте происшествия с цистернами, наполненными газом. Благодаря этому им удастся оперативно предпринять все необходимые меры для заблаговременной эвакуации из неё населения и персонала, а также ценного имущества и других грузов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30