16 января 2021 15:53

Круговорот долгов

Пригородные компании вынуждены «воевать» на два фронта

Пригородные пассажирские компании не могут добиться денег от регионов и рассчитаться с моторвагонными дирекциями.

От компенсации выпадающих доходов напрямую зависит сохранение пригородного пассажирского транспорта в регионах
В этом году дефицит средств, сформированный выпадающими доходами от перевозки льготных категорий пассажиров, составляет 16 млрд руб. Только у ППК «Черноземье» прогнозируемый уровень таких убытков достигнет 1,5 млрд руб.
«В середине апреля в Москве прошла встреча пригородных компаний с руководством субъектов в присутствии полпреда Президента РФ в Центральном федеральном округе Ольги Атюковой, представителей Минтранса, Минфина, Минэкономразвития, Федеральных антимонопольной и службы по тарифам. Решено было увязать объём перевозок с реальными финансовыми возможностями регионов для возмещения выпадающих доходов от пригородных перевозок. Но просто сокращать количество пригородных поездов никто не собирается», – рассказал «Гудку» генеральный директор ОАО «ППК «Черноземье» Виктор Шубин.

Наоборот, отмечает он, целесообразнее их увеличивать, получая снижение себестоимости. Не планируется увеличивать и цену проезда: эти меры антисоциальны. Хотя сейчас пассажир платит 11 руб. при реальной средней стоимости поездки по одной зоне 35 руб.

По словам Виктора Шубина, у железнодорожников остаётся единственный, пусть и не самый приятный выход – судиться с не возмещающими выпадающие доходы региональными властями. Кстати, на том же совещании в Москве было отмечено, что на пригородный железнодорожный транспорт приходится 30% пассажирооборота. При этом средства, предусмотренные в местных бюджетах на погашение убытков, далеки от необходимых сумм. Например, в казне регионов, по которым проходит Юго-Восточная дорога, на эти цели заложено в среднем по 0,5%.
«Суд с областями, владеющими акциями ППК, крайне непопулярный метод решения вопроса. Губернаторы потребуют объяснений и вмешательства в ситуацию. Но деваться некуда», – говорит начальник ЮВЖД Анатолий Володько.

Он убеждён, что подавляющему большинству пассажиров совершенно неинтересны экономические отношения властей и ОАО «РЖД», зато все они недовольны состоянием электропоездов, требующих средств на обновление.
«Люди не должны быть крайними в наших спорах. Иначе их отношение выразится в битых стёклах вагонов, изрезанной обивке сидений и прокуренных тамбурах. Чем лучше создаются условия для людей, тем более чутко они относятся к поездам. Пример тому – рельсовые автобусы между Воронежем и Касторной», – считает начальник ЮВЖД.

По его словам, когда по этому маршруту ходили холодные, старые вагоны, то безобразий в них было хоть отбавляй, равно как и жалоб на условия проезда. А когда запустили рельсовые автобусы, железнодорожники тоже ждали, что рано или поздно в них выбьют стёкла и порежут сиденья. Но нет, прошло уже столько лет, и никто ничего не портит.

Но пока пригородные компании думают, как получать необходимые средства от регионов, у них самих копятся долги, обостряющие проблему возможного сокращения поездов. Только на этот раз уменьшение транспортной работы может потребоваться уже не из-за убыточности перевозок, а из-за роста задолженностей перед моторвагонными дирекциями, предоставляющими подвижной состав и локомотивные бригады.

Разделение структуры по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении на дирекцию моторвагонного подвижного состава и дирекцию пассажирских обустройств обострило вопрос долгов пригородных компаний.

Основной претендент на получение денег от перевозчиков – Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМПС).
«Дирекции нет ещё и месяца, и, несмотря на то что на сети у нас 52 депо и свыше 28 тыс. работников, эффективное взаимодействие с пригородными компаниями пока не налажено, – отмечает начальник ЦДМПС Сергей Сизов. – Перевозчики копят дебиторские долги. Например, первую половину прошлого года на ЮВЖД работала северокавказская компания «Дон», но в итоге она ушла, оставив долг за пользование подвижным составом в 500 млн руб. Ещё более непонятна позиция Центральной ППК в Москве. Получив доход в прошлом году в 5 млрд, она не заплатила за аренду подвижного состава 800 млн».

Для решения вопроса Сергей Сизов призвал пригородные компании активизироваться в решении долгового вопроса и отметил, что разделение на две дирекции призвано упросить работу и внести ясность в вопрос расчётов.
«Раньше начальник дороги не только спрашивал с нас, но и помогал. С созданием новых дирекций его спрос станет больше, ведь он выступает посредником в решении споров. Думаю, что всем нам повышение ответственности во взаимоотношениях пойдёт только на пользу», – отметил он.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30