03 марта 2021 17:20

Беззащитные разработки

Вчера в мире отметили Международный день интеллектуальной собственности.

К сожалению, отечественным учёным пока больших поводов для радости он не принёс. Хотя в прошлом году у нас зарегистрировали почти 180 тыс. изобретений (на 11% больше, чем годом ранее), Россия пока не вошла в число ведущих стран по этому показателю. Из общего количества изобретений и патентных заявок 82% приходится всего на три государства – Китай, Японию и США. В нашей же стране патентуется лишь каждая десятая научная разработка, полученная при бюджетном финансировании, а в коммерческом обороте находится лишь 2,2% патентов. То есть отдача от вложенных государством средств в исследования всё ещё очень мала.

Проблема не в отсутствии у бизнеса интереса к инновациям, а в несовершенстве патентного права, отсутствии эффективных механизмов правовой охраны и коммерческого использования полученных результатов интеллектуальной деятельности.

По мнению экспертов, чтобы исправить ситуацию, нужно принять закон о государственной политике в отношении интеллектуальной собственности и расширить возможности денежного вознаграждения авторам. При этом за основу можно принять уже хорошо зарекомендовавшие себя документы по охране интеллектуальной собственности, действующие в ряде отраслей.

Примером может служить транспортная наука, ситуация в которой с авторскими правами после принятия ОАО «РЖД» несколько лет назад новой патентной стратегии заметно улучшилась. Этот документ определил порядок участия и роль всех подразделений и научных институтов отрасли в формировании единого инновационного комплекса, а также условия эффективного распоряжения исключительными правами компании. И результат не заставил себя ждать.

Если в 2007 году нематериальные активы ОАО «РЖД» оценивались в 22 млн руб., то сейчас – уже более чем в 2,5 млрд. Ежегодно под охрану ставится более сотни разработок, а общее число патентов, подтверждающих исключительные права компании на изобретения, превысило 1,5 тыс.

Правда, как признают специалисты, теперь важно обеспечить более широкое тиражирование на сети дорог новейших разработок и наладить систему коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо сформировать соответствующий экономический механизм.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30