20 апреля 2021 06:39

Медицину оценят в баллах

Программу оптимизации системы здравоохранения РЖД диктовали внешние условия

В компании появится рейтинг учреждений здравоохранения ОАО «РЖД». Связано это не только с мотивацией коллективов и оценкой их работы, но и с началом формирования медицинской «дочки».

Олег Атьков, вице-президент ОАО «РЖД»
– Олег Юрьевич, какие показатели будут учитываться в «Рейтинге эффективности деятельности НУЗ ОАО «РЖД» и какую роль он сыграет в процессе реформирования медучреждений?
– Методика рейтингования ещё отрабатывается, но мы уже в этом году начнём оценивать по ней наши негосударственные учреждения здравоохранения (НУЗ) – не только экономику, но и качество оказания помощи, повышение квалификации кадров, стабильность учреждения, его востребованность на рынке медицинских услуг.
В конце года получим первый рейтинг. Оценка будет проводиться в баллах раздельно по общим для всех и специфическим – амбулаторно-поликлиническому, стационарному, стоматологическому – направлениям деятельности.
Сейчас рейтингование широко используется при сравнении организаций в различных сферах деятельности. В медицине это приобрело особую актуальность с изменением законодательства, когда пациенты получили право выбирать врача и лечебное учреждение, а также страховую компанию, которая будет обеспечивать им оказание бесплатных услуг по полису ОМС (обязательного медстрахования).
Для железнодорожных больниц и поликлиник, обслуживающих территориальное население или заинтересованных в привлечении клиентов на высокотехнологичные операции, это достаточно важно.
Отмечу, что у наших учреждений неплохие шансы в этом плане. Например, в прошлом году я получил письмо из Минздрава Калининградской области о высокой оценке, данной пациентами нашей дорожной клинической больнице. В 2011-м же, по оценкам ведущих страховых компаний, первое место среди поликлиник Москвы получила Центральная поликлиника РЖД, а среди стационаров – наши ЦКБ № 1 (1-е место) и ЦКБ № 2 (3-е место).
Но это внешние оценки, а внутренний рейтинг НУЗов поможет нам скорректировать планы по реформированию системы здравоохранения. Как вы знаете, согласно утверждённой концепции мы создаём две дочерние компании – стоматологическую и непосредственно медицинскую.

– ДО «Стоматология» должно появиться раньше?
– Да. Потому что этот вид помощи изначально более рыночно ориентирован. Сейчас разрабатывается бизнес-план данного дочернего общества. Определены 13 объектов, в том числе пять стоматологических поликлиник, которые войдут в его состав. А к Дню медицинского работника, то есть уже через полтора месяца, мы планируем открыть Центральную стоматологическую поликлинику у Савёловского вокзала Москвы. Это будет очень хорошее медицинское учреждение, действительно высокого класса, где будут оказываться все виды стоматологических услуг, за исключением разве что очень больших челюстно-лицевых операций, требующих помещения больного в стационар. Эта поликлиника также вольётся в состав нового ДЗО.
Что касается остального комплекса отраслевого здравоохранения, то в течение этого года будем заниматься его оптимизацией: укрупнением НУЗов, обновлением их материально-технической базы, мониторингом имущественного комплекса. К созданию непосредственно ДО «Медицина» приступим в следующем году.

– Концепция реформирования комплекса объектов здравоохранения РЖД предполагает, что количество юридических лиц в медицине сократится до 105. Это будет чисто механическое сокращение и в системе останутся лучшие учреждения или же будет проведено объединение?
– Справедливы оба варианта: будет проведено укрупнение и останутся лучшие учреждения. Оптимизация наших медицинских учреждений проводится уже более восьми лет, выработаны цели реформирования – обеспечение безопасности перевозочного процесса, обеспечение работников компании, членов их семей и пенсионеров железнодорожного транспорта необходимой высококвалифицированной медицинской помощью, востребованность и конкурентоспособность НУЗов РЖД на рынке медицинских услуг.
Наша отраслевая медицина всегда была востребованна не только железнодорожниками, но и обычными гражданами. После того как правительство инвестировало существенные деньги в развитие здравоохранения, она оказалась в более сложных условиях. Пришлось решать, как быть дальше, потому что врачей тоже волнует, какую зарплату они получают, в каких условиях и на какой аппаратуре работают. В процессе реформирования за бортом никто не останется, потому что у нас рядом присутствует и активно развивается система муниципального здравоохранения. В тех случаях, когда в каких-то населённых пунктах уменьшается количество железнодорожников и членов их семей, мы, естественно, не можем содержать там собственное лечебное учреждение и тогда передаём его в ведение федеральных или муниципальных органов власти.
Неделю назад во время «Открытого разговора» с работниками компании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин привёл такой пример. К нему обратился президент Татарии с просьбой передать объект РЖД в республиканское здравоохранение. Вопрос рассматривался очень долго, пока Владимир Иванович не увидел две фотографии: на одной – то, что региональные власти сделали, взяв в аренду другое наше помещение, а на второй – то, что представляет собой то самое наше медицинское учреждение. На первой – всё новенькое, красивое, у нас – обветшалое. В итоге была достигнута договорённость, что компания передаст этот объект, но республика подпишет договор о том, что все функции здравоохранения в отношении железнодорожников на этом объекте будут выполняться в соответствии с процентовкой и наши работники не будут ущемлены в правах.
На Забайкальской железной дороге мы пошли по тому же пути: передали целый ряд медицинских учреждений в ведение регионов, но в них остались отдельные палаты, и с администрациями у нас есть договоры, что госпитализация железнодорожников происходит вне очереди. А медперсонал просто перешёл от нас в территориальное здравоохранение. Эти люди не порывают с нами, они просто перешли работать в другое юридическое лицо, причём не потеряв в оплате труда.

– Кстати, медицинским работникам бюджетных организаций правительство вновь обещает повысить зарплату. Компания что-то делает, чтобы предотвратить утечку кадров в этой связи?
– Это не первое повышение заработной платы медиков за последние годы. И до настоящего времени заметной утечки кадров у нас не было. В отрасли сформированы успешные медицинские коллективы, создаются научные школы.
Основные направления привлечения и удержания кадров – адекватное повышение оплаты труда и наличие социального пакета, а также использование современных мотивационных механизмов, в первую очередь обеспечение возможности повышения квалификации. У работников НУЗов компании всё это есть.
У нас проблема с кадрами отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге, где средняя зарплата наших врачей и медперсонала действительно отличается от заработка в бюджетных учреждениях здравоохранения на 15–20%, и на нефтедобывающих территориях – в Ямало-Ненецком округе, Тюмени, Ханты-Мансийске. Но мы стараемся это компенсировать льготами.

– На последнем медицинском совете ОАО «РЖД» много внимания было уделено тому, как работают железнодорожные медучреждения в условиях новых федеральных законов. Какие главные проблемы здесь существуют?
– О двух из них мы говорим достаточно часто на разных уровнях. Это разница в себестоимости услуг, которые оплачиваются по тарифам ОМС, для медицинских учреждений различной формы собственности. То есть работать в системе обязательного медстрахования и отвечать на право людей, желающих по новому законодательству выбрать наше лечебное учреждение, нам экономически невыгодно. А второе – нерациональное распределение Минздравсоцразвития заказов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи: когда у государственного здравоохранения явно не хватает мощностей, а наши центры, не загруженные на 100%, просто игнорируются. Были бы рады, если бы и на нас были распространены «привилегии» оказывать такую помощь не только железнодорожникам, но и всему территориальному населению. В первую очередь это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы, лечение которых является, к сожалению, самым «узким местом» в российской медицине. Точно так же при проведении дополнительной диспансеризации нас, к великому сожалению, не включают в перечень учреждений, которые оказывают эти услуги территориальному населению. Мы всё это давно делаем только для железнодорожников, тогда как наши мощности и ресурсы позволяют обслуживать и территориальное население, особенно в далёких от столицы регионах, где в этом существует большая потребность.
Однако к этому добавились и новые вопросы. В частности, законами установлена обязанность лечебных учреждений по ведению персонифицированного учёта пациентов, обеспечению конфиденциальности медицинской информации, электронному документообороту, использованию электронного полиса ОМС и др. Насколько я помню, планировалось направить на информатизацию в здравоохранении РФ около 40 млрд руб., в том числе за счёт налогоплательщиков и организаций-работодателей. В последние годы мы самостоятельно проводим работы по информатизации здравоохранения ОАО «РЖД», в том числе по организации защиты персональной информации о пациентах, однако это требует значительного объёма финансирования. Но средства по программам модернизации здравоохранения министерство направляет на информатизацию только государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Хотя, откровенно говоря, трудно представить, как можно исключить из единого информационного пространства систему здравоохранения, обеспечивающую охрану здоровья не только железнодорожников, но и членов их семей, пенсионеров, территориального населения, то есть миллионов российских граждан, о здоровье которых обязано заботиться прежде всего министерство.

– От решения этих вопросов зависит программа оптимизации медучреждений РЖД?
– При таком отношении к отраслевой медицине мы привыкли рассчитывать только на свои силы, так что концепция реформирования создавалась с учётом нашей «самостоятельности». Но приход государственного заказа и вслед за этим государственных денег, конечно, положительно бы сказался на системе наших медучреждений – их модернизации, конкурентоспособности и повышении качества обслуживания.

Беседовал Андрей Ивахнов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30