21 апреля 2021 05:28

Уверенный лидер

Николай Костенко считает, что человек сам выбирает меру своей успешности и ответственности

Общаясь с начальником службы технической политики Дирекции скоростного сообщения Николаем Костенко, сразу понимаешь, что это человек дела – драйв и энергия переполняют его.

Ему ещё нет 30 лет, и на вопрос, как в таком возрасте можно дорасти до таких высот, собеседник открывает секрет: трудолюбие, вера в свою цель и искренний интерес к выбранному делу.
– Во время учёбы в РГУПСе нисколько не сомневался, что буду работать на железнодорожном транспорте, но я понимал, что карьеру на дороге можно построить, только пройдя определённые ступени. Поэтому уже на четвёртом курсе университета стал слесарем по ремонту подвижного состава. Мало того, что я учился очно, так впереди меня ждали ещё военные сборы, но всё же удалось убедить начальника станции взять меня на работу. С ночной смены шёл на занятия, а с занятий – в ночь, боролся с преподавателями и недосыпами. В таком режиме прошло два года.

Но сначала я ушёл из локомотивного хозяйства, потому что понял, что весь комплекс дорог можно узнать, только поработав движенцем. Поставил себе цель – поработать поездным диспетчером. Но чтобы им стать, нужно поработать дежурным по станции, а чтобы стать дежурным, нужно поработать составителем, но стать составителем можно, лишь поработав «башмарём». И я им стал. Помню, было грустно работать вместо выпускного – на работе я получал звонки о том, как весело проходит праздник. Но одногруппники только пришли башмаки таскать, а я уже был руководителем смены. Путь от «башмачника» до диспетчера я прошёл за три года.

Через какое-то время в прессе появились первые статьи о «Сапсане». Я понял, что это тот проект, где можно себя проявить. Позвонил в Петербург, где до этого проходил преддипломную практику, и в ответ на вопрос: «Хочешь попробовать?» – в тот же момент сказал: «Да!»

Всё было впервые – РЖД никогда не покупали высокоскоростные поезда за рубежом. Поезд сначала рождался на бумаге. Прежде чем вышел в первый рейс, мы рассматривали предложения немецких коллег, вносили коррективы, адаптировали их под наши нормы и требования, и 22 ноября 2008 года мы поехали в порт Усть-Луга как в роддом забирать первый поезд. Именно на этом этапе мы познакомились с принципами проектного управления, которые широко внедряются сейчас в ОАО «РЖД».

15 марта 2009 года мы впервые достигли скорости 250 км/ч, и в тот же день президент компании Владимир Якунин и вице-президент Валентин Гапанович поручили заняться новым проектом, связанным с транспортным обслуживанием участников Олимпиады 2014 года. Через две недели я уже летел в Сочи. Над «Ласточкой» мы и работаем сейчас. Это потрясающе интересно, у нас отличная команда, выдающиеся руководители, позволяющие придумывать что-то новое.

Но в самом начале, когда я начал заниматься проектами, я чувствовал, что мне не хватает знаний. Любому менеджеру нужно понимать, что откуда берётся, помнить о том, что каждое управленческое решение стоит денег. Восполнить эти пробелы помогло участие в молодёжных программах.

Весной 2008 года на сайте компании я нашёл информацию о проекте «Корпоративный лидер» и конкурсе «Новое звено». Честно говоря, я был удивлён, что любой сотрудник до 30 лет может без указки отдела кадров или связей принять участие в одном из проектов компании. Подал заявку на участие в «Новом звене», прошёл региональный этап и приехал в Москву на общесетевой слёт молодёжи. Здесь можно было пообщаться и с коллегами, и с руководителями высокого ранга. Оказалось, разных людей волнуют те же вопросы, что не давали покоя и мне, – например, как будет развиваться компания. Я начал понимать, почему происходят те или иные вещи, принимаются определённые решения. Если ты понимаешь, как развивается компания, то знаешь, как тебе развиваться в ней.

Как активный участник программ я получил направление в Корпоративный университет и прошёл здесь оценку по компетенциям. Модель корпоративных компетенций позволяет экономить время, развивать те качества, которые нужны для эффективной работы и продвижения. Я поступил в СпбГУ на программу Ex-МВА по менеджменту. И, думаю, это не предел.

У меня всегда было чёткое понимание, что есть две категории людей: одни вращают земной шарик, другие бегут рядом и кричат: «Куда же катится этот мир». Я всегда хотел быть в первой группе. Я никогда не ждал, что меня кто-то позовёт, и всегда надеялся только на себя – приходил к руководителю предприятия, подразделения, службы, предлагал своё решение вопросов, свои идеи. В результате понял, что если есть цель, всегда можно прийти к успешному результату, несмотря на любые препоны. Главное – верить в себя и свою цель.

Ирина Заверняева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30