19 января 2022 14:15

Невнятно по-русски

Введение международных стандартов должно начинаться на уровне топ-менеджмента



Татьяна Александрович, ведущий инженер Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек

Статья начальника производственно-технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Сергея Вершинина правдиво рисует ситуацию, характерную для наших предприятий при внедрении системы 5S. Принципы бережливого производства преподносятся в запутанном виде, и соглашаешься с тем, что можно навести порядок на рабочих местах своими руками, не заучивая японские слова, без лишних бумаг, рисования плакатов, аудитов, не растрачивая на это драгоценные часы.

Бригадирам, мастерам и рабочим необязательно использовать в работе иностранные термины
Автор понимает, что такое менеджмент качества. Он борется за то, чтобы всё, что выходит за ворота эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский, соответствовало нормам и стандартам.

В своё время Сергей Вершинин работал инженером по качеству в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский. Практически «в одно лицо» он подготовил всю документацию и само предприятие для прохождения сертификационного аудита на ISO:9001. В других депо этим занимались выделенные заместители по качеству и целые отделы.

А ведь уважение к рабочему времени – постулат менеджмента качества. В понятие «бережливое производство» должно входить экономное отношение ко всем видам ресурсов: электроэнергии, топливу, материалам, финансам. Оптимизацию расходов следует рассматривать не за счёт принудительных мероприятий по сокращению или предоставления отпусков сотрудникам без сохранения зарплаты, а за счёт рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Ведь сколько расходуется качественной белой бумаги, изготовленной из вырубленных на территории нашей страны лесов, на составление часто ненужных приказов, телеграмм, графиков, планов, отчётов, договоров! Притом что у нас есть компьютерные программы, электронная почта и даже электронная подпись. Бережливое производство в теории направлено на устранение любой деятельности, которая потребляет ресурсы, не создавая при этом ценности. У нас, кроме бумажной бюрократии, это ещё и ненужные действия с получением согласований и утверждений.

Одна из корпоративных ценностей компании – уважительное и бережное отношение к человеку. Однако можно привести много примеров, когда увольняют ценных специалистов, освобождая место для «своих» людей. Или начинаются нападки на тех, кто открыто, не боясь последствий, высказывает своё мнение и предлагает что-то изменить к лучшему. Сергей Вершинин предлагает без дополнительных трат (разве это не бережливое производство?) наводить порядок своими руками, без приглашений дорогих «импортных» специалистов. Кстати, когда я спросила Майкла Вейдера, консультировал ли он хотя бы одну американскую железную дорогу, он ответил отрицательно.

Понятно, что исходя из стратегической задачи нашей компании – интеграции в Евроазиатскую транспортную систему – мы не сможем обойтись без внедрения международных стандартов. Во многих исследованиях указывается, что этот процесс постепенно охватывает персонал, но начинаться он должен не в цехах, а на уровне топ-менеджмента. А у нас в приказном порядке всё спускается на нижний уровень, в то время как специалисты службы по управлению качеством и маркетингу не всегда могут внятно по-русски изложить суть изменений, а пользуются иностранными терминами. А рабочим, бригадирам, мастерам необязательно ими оперировать, это не поможет им выполнять основную работу лучше. Даже если всё время повторять «кайдзен» – ни в деле, ни в мыслях порядка не прибавится.

Работник любого уровня обязан добросовестно выполнять должностную инструкцию, а работодатель, создавая соответствующие требованиям и стандартам условия труда, должен его мотивировать.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30