11 апреля 2021 22:10

Нет предела совершенству

Бережливое производство нельзя внедрить сразу

Управление качеством и применение инструментов бережливого производства на железнодорожном транспорте началось не спонтанно, не в последние годы, а имеет давнюю историю.

Геннадий Лаптев, главный технолог ремонтного локомотивного депо Петрозаводск
Ещё в начале 1970-х годов на фоне постоянно возрастающих объёмов перевозок на советских железных дорогах стало ясно, что дальнейшее их освоение невозможно, используя только административные методы или постоянно увеличивая парк локомотивов и вагонов.

Именно в эти годы одними из ключевых показателей работы стали качество продукции и система управления. Известно, что в СССР приглашались специалисты для оказания методической помощи в различных отраслях промышленности. Так, АЗЛК и ГАЗ помогала строить Ford Motor Company, Tetra Pak с 1959 года поставляет в нашу страну оборудование для производства пакетированных соков и молока (знакомые с детства «пирамидки»).

Все мировые компании не стесняются приглашать лучших специалистов для обучения сотрудников, совершенствования производства, особенно по направлениям, которые требуют срочного развития. Национальная компания французских железных дорог SNCF неоднократно приглашала японцев при организации собственных скоростных магистралей. И ОАО «РЖД» тоже использует эту практику. Приглашение на Октябрьскую дорогу Майкла Вейдера направлено на то, чтобы обучить работников магистрали, дать толчок для самостоятельного развития.

Внедрение бережливого производства – длительная и системная работа
Очень важно и правильное понимание сути бережливого производства, которое заключается не в элементарном наведении порядка, а прежде всего – в устранении потерь. И методолог здесь – служба качества, но при этом самостоятельную работу никто не отменял. Локальные документы в области управления качеством должны создавать сами предприятия. Невозможно представить, что одна служба создаст все документы, охватывающие многогранное хозяйство. Бережливое производство нужно воспринимать не в виде бумаг, а конкретной деятельности, создающей добавленную ценность. Если же работать по принципу написал отчёт, значит, внедрил бережливое производство, тогда не нужно за это браться. И вопросы управления качеством не должны решаться одним человеком – инженером по качеству. Это противоречит одному из главных принципов менеджмента – лидерству руководителя.

Ведь бережливое производство нельзя внедрить сразу, просто издав приказ. Это длительная системная работа, которую никогда нельзя выполнить до конца, так как нет предела совершенству, всегда можно что-то улучшать. Ведь даже минутная экономия, помноженная на число повторяющихся операций, за год даёт значительный экономический эффект.

Существует распространённое заблуждение, что для бережливого производства нужны средства, а вся проблема – в необходимости замены мебели и увеличении площади рабочих мест. На Октябрьской магистрали действует механизм разработки функциональных проектов, и, если их авторы докажут необходимость выделения средств, они их получат. Бережливое производство – это не просто замена старого оборудования и мебели на новые. Замена нужна только в том случае, если она сократит потери и будет экономически обоснованна. Есть ряд работников, которым не нравятся термины «канбан», «чек-лист». Но ими пользуются специалисты всего мира.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30