26 сентября 2021 03:38

Человек на пути

Уровень производственного травматизма в ОАО «РЖД» ниже, чем в других отраслях


Виктор Черкасов, начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ) ОАО «РЖД»
– Виктор Владимирович, каким документом регламентируется работа вашего управления по вопросам охраны труда?
– Напомню, в соответствии со стратегией государства в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, нормативными документами федерального и иного уровня, а также документами ОАО «РЖД» и коллективным договором был принят документ «Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности». Политика одобрена правлением ОАО «РЖД» и распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также рекомендуется к применению дочерним и зависимым обществам компании.
В целях формирования в ОАО «РЖД» новых подходов в системе управления охраны труда и промышленной безопасности разработан стандарт внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью, который призван помочь выявлять элементы системы.
Составной частью системы управления охраны труда является создание безопасных для жизни и здоровья работников условий труда. Здесь эффективным механизмом контроля, позволяющим объективно определить условия труда, оценить риски профессиональных заболеваний и травмирования работников, остаётся аттестация рабочих мест. По её результатам на начало 2012 года зарегистрировано 430 тыс. рабочих мест. Не в полной мере соответствующих требованиям норм 191 тыс. рабочих мест (44% от общей численности), из них 176,5 тыс. (или 91%) – с неустранимыми вредными факторами.
На основе проводимой аттестации по условиям труда создана база данных по рабочим местам, ведётся постоянный их мониторинг.

– Какова статистика снижения несчастных случаев на производстве за последние годы?
– В 2011 году производственный травматизм в сравнении с 2003 годом снижен: общий на 63%, со смертельным исходом на 54%. По данным Минздравсоцразвития, уровень производственного травматизма в ОАО «РЖД» ниже, чем в других видах экономической деятельности России, однако это никого не должно расслаблять, и, покуда происходят несчастные случаи на производстве, задачу нельзя считать полностью выполненной.

В компании разработан стандарт аудита управления охраной труда
– Какие основные травмирующие факторы вы выделяете?
– Только четыре вида травм – ДТП, наезд подвижного состава, поражение электрическим током, падение с высоты и с движущего подвижного состава – составляют 81% от всех травм со смертельным исходом.
Для предотвращения травмирования работников ОАО «РЖД» от наезда подвижного состава в компании действует система информации «Человек на пути». Она направлена на обеспечение контроля за соблюдением работниками правил нахождения на путях.
Здесь должны быть задействованы все работники, участвующие в перевозочном процессе. Но самым главным функциональным звеном в работе по данной системе является локомотивная бригада, предупреждающая наезды подвижного состава на работающих на путях и оповещающая о нарушениях правил безопасности безопасного ведения работ.
Для обеспечения безопасности работников при проведении профилактических и ремонтных работ на путях разработан прибор – сигнализатор приближения поезда «Сигнализатор-П». Он обнаруживает приближающийся поезд, движущийся со скоростью до 140 км/ч, не менее чем за 50 секунд до его подхода к месту установки прибора и своевременно подаёт звуковые и световые сигналы, предупреждая работников, работающих на путях.
Прибор уже испытывается на Октябрьской дороге. Также там проходят испытания системы оповещения работающих на путях при капитальном ремонте пути с фронтом работ не менее 200 метров.

– Как идёт финансирование мероприятий по охране труда?
– В 2011 году в соответствии с утверждённой программой по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2010–2012 годы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по всем источникам финансирования направлено 11,1 млрд руб., в том числе 6,4 млрд руб. без учёта затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, или 0,8% от сумм эксплуатационных расходов.
В пересчёте на одного работника в среднем по ОАО «РЖД» затраты составили 12,8 тыс. руб., по железным дорогам – 14,8 тыс. руб.

– Как обстоит дело с обучением принципам безопасности?
– В 2011 году прошли обучение по охране труда в обучающих организациях около 17 тыс. человек, из них 6 тыс. специалистов железных дорог и филиалов. В ОАО «РЖД» внедрена система дистанционного обучения по охране труда.
Такая форма позволяет проводить обучение персонала без отрыва от производства, более оперативно обновлять учебные материалы. В ОАО «РЖД» используются уголки и кабинеты по охране труда, оснащённые обучающими и экзаменационными комплексами, наглядными пособиями и тренажёрами. Важная роль в проведении обучения и организации проверки знаний отведена «Вагонам охраны труда», оснащённым современными автоматизированными обучающими комплексами. В настоящее время все дороги имеют такие вагоны.
В целях повышения качества подготовки рабочих кадров и оказания методической помощи преподавателям и руководителям технических школ и учебных центров сформирована страница ЦБТ на сайте Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала, где будут размещаться: нормативные документы по охране труда, анализ по охране труда, информация о несчастных случаях с работниками. Эта информация будет полезна преподавателям, так как оттого, как и чему научат слушателя, а завтра – работника ОАО «РЖД», будет во многом зависеть его безопасность.
Для качественного изучения учебных предметов, в том числе и мер безопасности труда, для активации деятельности и развития технического мышления у слушателей руководители дорог должны оказывать дортехшколам методическую помощь для организации учебного процесса, помогать в оснащении кабинетов охраны труда пособиями, макетами, учебно-методическими пособиями.

– Ежегодно 28 апреля проводится Всемирный день охраны труда. Что бы вы хотели пожелать специалистам, организующим работу в области охраны труда, в этот день?
– Всемирный день охраны труда – не праздничный день. Это день памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе. Основное назначение Дня охраны труда – обратить более пристальное внимание всех должностных лиц и работающих на положение дел в этой сфере.
Мы обращаемся к специалистам по охране труда, уполномоченным лицам по охране труда профсоюзов, членам комитетов и комиссий по охране труда: от вашего профессионализма, принципиальной позиции во многом зависят организационный уровень и общественная значимость многосторонней работы по улучшению условий и охраны труда на каждом рабочем месте и в целом в организации.
Мы призываем всех объединить усилия в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности труда на производстве.

Беседовал Олег Воробьёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30