21 сентября 2021 02:10

Двойная ответственность

Нарушение установленного алгоритма привело к тяжёлым последствиям

В преддверии летних путевых работ для обеспечения продвижения вагонопотока в условиях ограниченных пропускных способностей инфраструктуры особое значение приобретает вопрос соблюдения правил безопасности движения.

В данных обстоятельствах организация движения сдвоенных поездов требует от руководителей железных дорог, и в первую очередь хозяйств перевозок, локомотивного, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, большой подготовительной работы, чёткой организации, высокой степени взаимодействия и подготовки кадров. Любое нарушение технологии может стать причиной транспортного происшествия. Работники диспетчерского аппарата должны быть подготовлены к работе в условиях усложняющихся технологий перевозок. Ответственность и самодисциплина, строгое и неукоснительное соблюдение правил должны стать неотъемлемым условием профессии.

Увы, для некоторых данные принципы профессионализма остаются условными, о чём свидетельствует характерный случай, произошедший 28 марта 2012 года на Южно-Уральской дороге.

Для проведения работ по ремонту устройств электроснабжения по второму пути перегона Сладкое – Мишкино было организовано технологическое «окно» продолжительностью 4 часа.

Для обеспечения пропуска вагонопотока руководителями Дирекции перевозок было принято решение об объединении на станции Петропавловск поездов № 2677 и № 2657 и отправлении их по вариантному графику. Однако данное решение было принято без соблюдения требований по обеспечению безопасности движения сдвоенных поездов.

Со станции Курган сдвоенный поезд был отправлен на 20 минут раньше графика, и при следовании по перегону Юргамыш – Сладкое поездной диспетчер дал указание машинисту снизить скорость следования, чтобы обеспечить по станции Сладкое скрещение этого поезда с чётным поездом № 1846. После прохода чётного поезда сдвоенному поезду был установлен маршрут пропуска по первому пути станции Сладкое.

Для освобождения перегона машинист на подъёме увеличил скорость движения поезда весом 12000 тонн с 11 км/ч до 43 км/ч в течение 5 минут, при этом суммарный тяговый ток в одной фидерной зоне достиг критического значения в 3700 ампер, что вызвало термическое разрушение стыкового электрического соединителя и перекрытие входного светофора станции Сладкое с зелёного сигнала на красный.

Для предотвращения проезда запрещающего сигнала машинист ведущего локомотива соединённого поезда № 1347/1367 в нарушение установленного алгоритма интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов (ИСАВП-РТ) допустил ошибку, переведя ручку крана машиниста в положение экстренного торможения и лишь потом нажав кнопку «Торможение соединённого поезда до полной остановки». При этом он не сообщил по радиосвязи машинисту ведомого локомотива о необходимости торможения, что привело к набеганию хвостовой части поезда, имеющей меньшее тормозное усилие, на головную, в результате чего произошло выдавливание подвижного состава.

Экономические последствия от подобных нарушений требований безопасности движения огромны, создаётся реальная угроза жизни и здоровью пассажиров.
Эффективность технологии пропуска сдвоенных поездов в условиях ограниченных пропускных возможностей инфраструктуры неоспорима. Ежегодно в рамках развития данной технологии перевозок компания вкладывает значительные средства в развитие инфраструктуры, подвижного состава, обучение специалистов. Однако данная технология может применяться лишь при согласованной работе всех её элементов. Именно поэтому сбой на любом уровне организации перевозок влечёт за собой угрозу безопасности движения поездов.

Олег Васичев,
ведущий специалист аналитического отдела Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями  – структурного подразделения ОАО «РЖД»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30