25 сентября 2021 03:31

Десятилетие развития

Мы способны выполнить задачу любой технической сложности

В этом месяце исполняется десять лет крупнейшей российской компании, работающей в отрасли транспортного машиностроения, – Трансмашхолдингу. Начав в 2002 году с объединения нескольких находившихся в глубоком кризисе заводов, сегодня холдинг является одним из мировых лидеров производства железнодорожной техники.

Андрей Андреев, генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг»
– Андрей Анатольевич, как можно кратко охарактеризовать пройденный путь?
– Это годы кропотливого труда – от приобретения и оздоровления погибавших гигантов советской индустрии до компании, приобретшей известность во многих странах мира, каждый год представляющей несколько новинок и активно осваивающей последние достижения технического прогресса. Мы одновременно решали множество разнообразных задач – наращивали объёмы производства, создавали новые модели подвижного состава, занимались развитием производств и искали новые рынки сбыта. Мы по праву можем гордиться достигнутым результатом.
Компания находится в неплохой форме. По итогам 2011 года зафиксирован рост продаж в денежном выражении на 38%. Холдинг планомерно наращивает выпуск и продажи самой сложной и высокотехнологичной продукции. Появляются новые, современные образцы. В прошлом году мы впервые показали общественности электровоз ЭП20, тверские вагоны сопровождения грузовых и хозяйственных поездов, две новые модификации своего серийного электропоезда. Конструкторы подмосковного «Метровагонмаша» создали новый дизель-поезд для «Сербских железных дорог».

– Какие проекты были наиболее значимыми в прошедшие годы?
– В России хорошая инженерная школа и множество талантливых людей. Немало их приходит на работу к нам, в Трансмашхолдинг. Это позволило компании сделать многое.
Прежде всего было создано переходное поколение локомотивов, завершается работа над базовой платформой пятого поколения электровозов. Десять лет назад Новочеркасский электровозостроительный завод серийно производил только одну модель. За несколько лет там была создана целая серия грузовых локомотивов, новые версии пассажирских электровозов. И уже в нынешнем году мы начнём переходить к производству машин нового поколения, ещё более мощных, эффективных, экономичных в обслуживании.
Крупным успехом стало создание нового поколения пассажирских вагонов, так называемой 44-й серии. Благодаря использованию нержавеющей стали срок службы вагона возрос с 26 до 40 лет. Очень много внимания было уделено комфорту пассажиров. Многое теперь выполняется по-другому, обретает иной смысл. Например, состав образует единую информационную систему, позволяющую управлять с рабочего места начальника поезда любым устройством в любом вагоне. Были сконструированы модели для поездов постоянного формирования и двухэтажные вагоны, поставки которых начнутся в следующем году.
Ещё один важный проект – современные вагоны метро «Ока». Они уже получили высокую оценку со стороны мэрии Москвы, начались их поставки столичному метрополитену.
Достигнуты серьёзные результаты с точки зрения организации производства: Тверской вагоностроительный завод комплексно модернизирован, введено в строй высокотехнологичное производство на Бежицком сталелитейном заводе. Октябрьский электровагоноремонтный завод превратился в третьего в стране производителя вагонов метро.
Активно создаётся система авторизованного сервиса выпущенной техники. Такой проект мы реализуем на сети ОАО «РЖД». Позитивный результат очевиден – коэффициент технологической готовности парка растёт. Уверен, что эта практика может быть распространена и на другие страны, активно эксплуатирующие нашу технику. Специалисты для этого у нас есть.

– Какую роль сыграли новые акционеры?
– Значение для холдинга ОАО «РЖД» переоценить невозможно. Это не только наш акционер, но и крупнейший потребитель. Практически с момента образования холдинга руководство компании чувствует твёрдую поддержку со стороны менеджмента РЖД и лично главы компании Владимира Якунина во всех начинаниях. Люди, которые стоят во главе ОАО «Российские железные дороги», являются твёрдыми сторонниками внедрения инноваций. Уверен, что без них не было бы ни новых локомотивов, ни новых вагонов, ни рельсовых автобусов – всего того, благодаря чему прямо на наших глазах меняется облик железных дорог. Владимир Якунин сыграл большую роль в привлечении для холдинга зарубежного технологического партнёра, сам занимался этим вопросом и даже участвовал в ключевых переговорах. В результате таким партнёром стал Alstom. Это удачный выбор. Работа с лучшими инженерами стала хорошей школой для наших специалистов. Они получили возможность погрузиться в совершенно новую для себя творческую среду. Создание совместных инжиниринговых центров Трансмашхолдинга и Alstom – это уникальное для нашей страны явление. Мы намерены расширять хорошо зарекомендовавшую себя практику.
В перспективе создание инжинирингового центра, который будет специализироваться на создании инновационных компонентов для подвижного состава.
У нас большие планы совместной практической работы. Это не только расширение семейства локомотивов, но и совсем другие проекты: по разработке традиционных электропоездов, трамваев, возможно, вагонов метро и высокоскоростного подвижного состава.
С прошлого года мы активно разрабатываем подвижной состав для рельсового наземного городского транспорта. Мы поставили перед собой цель создать трамвай, который станет новой достопримечательностью улиц наших городов, – низкопольный, комфортабельный, с уникальным экстерьером и интерьером. При этом в качестве одной из важнейших целей при его внедрении является экономическая эффективность.

– Насколько перспективно развитие совместного инжиниринга при сотрудничестве с другими зарубежными компаниями?
– Сам по себе механизм привлечения зарубежных технологических партнёров оказался достаточно эффективным. Совместно с германской компанией MTU реализуется проект по созданию дизелестроительного предприятия. На выходе мы рассчитываем получить новую базовую платформу двигателей, которая станет основой для нашей промышленности на ближайшие десятилетия.
Продолжается работа над дизельным производством в Пензе, которое Трансмашхолдинг создаёт совместно с финской Wartsila. Уже создана, и «Гудок» рассказывал о ней, модификация локомотива, в конструкции которого будет использоваться новая пензенская продукция.
К концу нынешнего года холдинг рассчитывает показать новый дизель-поезд с силовыми модулями, работа над которым ведётся совместно со швейцарской компанией Stadler.
Считаю, что совместных инжиниринговых центров нужно как можно больше. Если их количество станет исчисляться сотнями, это будет иметь огромное позитивное значение для нашей страны.

– Что ещё инновационного в планах?
– Мы достигли такого уровня компетенций, что самостоятельно или совместно со своими партнёрами способны решить задачу практически любой технической сложности. Всё зависит от наших заказчиков. Мы создадим именно ту технику, которую они захотят увидеть в своём парке.
Главными событиями нынешнего года должны стать получение сертификата на электровоз ЭП20, открытие электровозосборочного завода в Казахстане, окончание работ над вагонами метро для Петербургского метрополитена 81-780/781 «Ладога».
К концу лета будут построены два электровоза 2ЭС5, начнутся их испытания.
У нас большие планы по созданию электропоездов. В 2011 году Демиховский машиностроительный завод представил две новые модификации своего серийного электропоезда постоянного тока ЭД4М – комфортные, с кондиционерами, новыми креслами, системами освещения, межвагонными переходами. В конце прошлого года новшества распространились и на поезда переменного тока. Однако впереди у нас полная смена линейки.
Ведутся работы над поездом с асинхронным тяговым приводом. Совместно с Alstom разрабатывается базовая платформа нового поколения. Построенные на её базе электропоезда будут не только ещё более комфортабельными, но и выгодными для эксплуатирующей организации – энергоэффективными, долговечными, требующими меньших затрат на техобслуживание и плановые ремонты.
С прошлого года разрабатывается совершенно новый для нашей промышленности проект – двухэтажный межрегиональный электропоезд. Предполагается, что такие поезда свяжут Москву с близлежащими областными центрами. А может, и не только с близлежащими: рассматривается, например, маршрут Москва – Белгород.
Пользуясь случаем, благодарю всех, кто в течение прошедшего десятилетия участвовал в работе по становлению холдинга. Всех наших сотрудников – от рабочих до менеджеров. И конечно, наших партнёров, прежде всего ОАО «РЖД» и Alstom. Благодаря вашему профессионализму, самоотдаче и нацеленности на результат мы сегодня не просто отмечаем десятилетие холдинга, но подходим к этому рубежу сильными и уверенными в своих силах.

Беседовала
Марьяна Балашкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30