11 апреля 2021 03:57

Экономный свет

Инновационным устройствам требуется контроль

Одно из важных направлений энерго-сбережения в хозяйстве автоматики и телемеханики – это создание необслуживаемых сигнальных приборов на основе светодиодов.

Николай Балуев, начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»
Их задача существенно повысить параметры надёжности работы, повысить уровень безопасности движения за счёт оптимизации силы света и координат цветности огней светофоров, обеспечения экономии как эксплуатационных расходов, так и электроэнергии и материальных затрат.

Первый опыт массового внедрения светодиодов выявил не только их преимущества по сравнению с обычными светофорами, но и массу вопросов, связанных с производством, качеством, готовностью технических решений по управлению светофорами разных типов автоблокировок, и многое другое. Кроме надёжности технических средств, решаются и вопросы минимизации «катафотного» эффекта светодиодных модулей, ослепления машинистов их светом в ночное время.

Разработка опытных образцов модулей светодиодных светооптических систем светофоров ведётся в нашей стране с 1997 года. Наиболее сложная задача стояла перед разработчиками модулей светодиодных светооптических систем для светофоров, учитывая необходимость обеспечения требований безопасности, электромагнитной совместимости, надёжности.

На первом этапе эксплуатационных испытаний на Горьковской, Октябрьской и Свердловской дорогах светодиодные модули устанавливались взамен линзовых комплектов без изменения схемотехнических решений по управлению светофорами.

На первом этапе светодиодные модули ставили взамен линзовых комплектов
С 2007 года в департаменте, а с 2011-го – уже в управлении автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры действует рабочая группа, координирующая создание нормативной базы, конструкции светофоров и модулей светодиодных светооптических систем. Кроме специалистов Управления автоматики и телемеханики, в её состав входят работники профильных конструкторских бюро и институтов, а также разработчики и изготовители. Подготовлены технические задания на создание модулей светодиодных оптических систем с учётом современных требований безопасности, электромагнитной совместимости, допустимых областей цветности.

В 2008–2011 годах институтом «Гипротранссигналсвязь» в рамках плана научно-технической работы ОАО «РЖД» созданы основные типы светофоров на новой элементной базе с модулями светодиодных светооптических систем, а отраслевой промышленностью освоено их производство. Эти светофоры имеют высокие показатели надёжности, являются малообслуживаемыми устройствами. Покрытие металлоконструкций выполняется методом горячего цинкования. Защитный слой до 150 мкм предохранит изделия от коррозии в течение 20 лет. Фоновый щит светофоров может выполняться из композитного материала, а козырьки и задняя крышка головки светофора – из полимерных материалов.

В 2011 году институтом ОАО «ЦНИИС» совместно с «Гипротранссигналсвязью» разработана документация и технология установки светофоров на промышленно выпускаемых фундаментах, которая передана заводам-изготовителям для освоения производства.

В 2011 году завершены испытания и приняты в постоянную эксплуатацию модули ССС в составе централизованной автоблокировки АБТЦ, в составе релейных систем ЭЦ и микропроцессорной централизации МПЦ-И.

Продолжаются эксплуатационные испытания модулей в составе 4-значной числовой автоблокировки, а также в микропроцессорной централизации Ebilock 950.

В разработке находится модуль для применения в составе микропроцессорной автоблокировки АБТЦ-М, а также карликовые светофоры в корпусах из конструкционного полимерного материала. Для установки в действующие линзовые комплекты светофоров разрабатывается светодиодное устройство – аналог лампы накаливания.

Технические средства на базе светодиодов в хозяйстве автоматики и телемеханики находят применение в резервных установках электроснабжения автоматики с использованием солнечных энергоэлементов. Опытный образец такой установки (энергетический автономный модуль греческой фирмы Sunlight) проходит эксплуатационные испытания на станции Комсомольская Северо-Кавказской дороги. Подобные устройства разрабатывают и российские специалисты.

Для обеспечения надёжности и безопасности необходимо в перспективе переходить на контроль фактического состояния светотехнических устройств, снижая тем самым затраты на обслуживание.

Начато массовое производство многокристальных светодиодов в одном конструктиве под первичной оптикой, что позволит строить системы с резервными источниками света в одном корпусе светодиода – конструировать «многонитевые» источники света.

Применение современных светодиодов позволит действительно создавать необслуживаемые устройства с резервированием источников света и оптическим контролем работоспособности оборудования, повысить экономию электроэнергии.

Также это даст возможность перейти к системе распределённых напольных контроллеров, которые связаны с микропроцессорными устройствами управления оптическим волокном. Такое построение управлением огнями светофоров позволит существенно сократить затраты многожильного медного кабеля, конструировать светотехнические устройства с меньшими силами света, исключив ослепление машинистов в ночное время.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30