Сибирская Кармен
Заключительным спектаклем в рамках фестиваля «Золотая маска» стала «Кармен» Новосибирского театра оперы и балеты, показанная на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
![]() |
Спектакль сразу сделал их знаменитыми. Динамичный, как вихрь, с яркими быстро сменяющимися декорациями, сдобренный пением знаменитых куплетов Бизе под пощёлкивание кастаньет, он стал не просто очередным удачным прочтением одной из самых страстных историй в мировой культуре. Он ещё и открыл миру новую Кармен, отнюдь не испанскую, с розой в волосах. Теперь это была француженка, изящная, с короткой стрижкой, в тугом корсете, с широким раскладом рук, которыми она словно хотела охватить и покорить не отдельно взятых мужчин, а весь мир. Такой была Зизи Жанмер. И только в таком виде, согласно авторским правам на этот балет, теперь в нём могут появиться все остальные исполнительницы этой роли.
В новосибирской постановке Кармен танцевала Анна Жарова. Она очень похожа на Жанмер широко поставленными глазами, крупным смелым очертанием рта. Но она не стала эксплуатировать внешнее сходство с выдающейся актрисой. Её танец свободен, лёгок. Каждую позу она держит ровно столько, чтобы зритель успел увидеть её и тут же потерять. Это как продолжение игры Кармен с Хозе, когда любовь превращается в прах сразу, как только разгорелась. Её Кармен не столько француженка, сколько женщина, которая покоряет не красотой, не сексуальностью, а дерзостью. Её влекут риск, недоступные желания, чужие мужчины. И это так завораживающе страшно, что и Дон Хозе хочет стать дерзким и опасным. Его танцует Игорь Зеленский, художественный руководитель одновременно Новосибирского театра оперы и балета и Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Поразительно, как при такой нагрузке он ещё и на сцену выходит, продолжая удивлять великолепной балетной формой.
Однако даже такие замечательные артисты, как Анна Жарова и Игорь Зеленский, не смогли бы на пару вытянуть этот балет. А есть здесь и настоящий Эскамильо, которого танцует Игорь Оскорбин. Он появляется, как чертёнок из табакерки, рыжий, быстрый, озорной. В прыжках взлетает, как петарда. Здесь есть и бандитки, и матадоры. Они, как и подобает людям этого круга, курят, сквернословят, дерутся, ездят на лошадях, в которые вдруг превращаются табуретки. И они не фон для истории о Кармен. Это сама жизнь, вне которой Кармен появиться и не могла.
По странному стечению обстоятельств этот спектакль Новосибирского театра стал последней постановкой, над переносом которой работал Ролан Пети.
Вера Лазарева