28 февраля 2021 18:48

Чугунное чудо

Каслинский чугунный павильон приезжающим в Екатеринбург туристам кажется восьмым чудом света, и они выходят из городского музея изобразительных искусств, где он располагается, с круглыми от удивления глазами.

Увидев огромное, весом около шести тонн чугунное сооружение, посетители музея замирают перед ним и гадают, что же это такое. «Одно время мы даже конкурс устраивали на самую оригинальную версию о назначении павильона, – улыбается Нина Байкова, специалист по связям с общественностью музея. – И люди фантазировали!»

Но если бы они были повнимательнее, то заметили бы над одним из входов в павильон надпись Forges et Fonderies de Kyschtym («Заводы и плавильни Кыштыма»). И если бы кто-нибудь перевёл её с французского, то многое сразу стало бы понятно. Надпись служила своего рода визиткой у павильона на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году. Чугунное чудо было создано ради этой парижской ярмарки 110 лет назад по проекту петербургского архитектора Евгения Баумгартена.

Павильон отливали рабочие из Касли Челябинской области – посёлка, который позже получил статус города. «Стиль, в котором выполнен павильон, называется «тиснёное кружево», – объясняет Нина. – Это очень тонкая работа. Чугун в работе – материал сложный. Не пластичный, не текучий, но считается, что мастера Каслинского завода заставляют его быть послушным, как бронза». Павильон – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Раритет зарегистрирован в Международном каталоге музеев (ЮНЕСКО). На парижской ярмарке он произвёл фурор.

При создании павильонов Италия вспомнила о шедеврах собственной архитектуры времён Возрождения, Испания воспроизвела так называемый «мавританский стиль», Россия же поступила хитрее. Не зря павильон называют «энциклопедией художественного литья из чугуна»: в нём отражены сразу все виды чугунного литья и использованы художественные мотивы самых разных стран. Уже тогда каслинские мастера понимали, как важна самореклама, причём воздействующая на всех клиентов. Так, немцев они порадовали характерными для них гномиками, китайцев – драконами. Балкончик заимствовали у римских, а окошки – у венецианских архитекторов. Ладьи создавались ради скандинавов. Ну а внизу – птицы, похожие на гаргулей, готические мотивы были способны подкупить всех европейцев.

Мастерство и смекалку мастеров Каслинского чугунолитейного завода щедро отметили на парижской выставке. Павильон получил хрустальный Гран-при и большую золотую медаль.

После ослепительного триумфа за рубежом павильон ждала печальная судьба в России. В 1921 году его едва не уничтожили. Тогдашний директор Каслинского завода посчитал, что павильон – образчик недостойного буржуазного искусства. Началась Первая мировая война, и он разрешил переплавить чугунное чудо в снаряды. Рабочие завода возмутились и обратились с просьбой спасти павильон к властям Екатеринбурга, находившегося с Челябинском в одной губернии. Им пошли навстречу. Но пока указ дошёл до Касли, 60% павильона уже было уничтожено. Восстановить его смогли только в 1957 году.
«Иногда нам звонят и спрашивают, можно ли купить павильон, сколько он стоит, – говорит Нина. – И мы всегда отвечаем, что он – бесценный».

Евгения Заболотских
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30