25 сентября 2021 01:24

Ручная торговля

Опыт нелегальных коробейников помогает новой компании

В подразделении транспортной полиции по Центральному федеральному округу, которое борется с нелегальной торговлей, рассказали, что в столичном регионе проблему наконец начали решать – и не только путём усиленных оперативных рейдов, но и новым подходом к проблеме.

Возможно, новая компания сможет окончательно выдавить из электричек нелегальных коробейников
«Создание Железнодорожной торговой компании было отличным ходом – туда перешли многие бывшие торговцы-нелегалы. Некоторых я знаю с начала карьеры, и, поверьте, многие из них не от хорошей жизни торговали в электричках», – говорит подполковник Андрей Горбунов и называет несколько фамилий.

Мы знакомимся при выходе к платформам Ярославского вокзала. Голубоглазая брюнетка уже облачилась в форменное одеяние – синяя куртка, синяя шапочка с эмблемой ОАО «Железнодорожная торговая компания», бейдж с фотографией и данными: «Лощенова Ольга Александровна».
«Всё, красоту навела. Вчера специально форму домой брала, чтобы постирать, это приходится делать самостоятельно».

Ольга привычным движением подхватывает с земли объёмную синюю сумку. Улыбается, но рука сильно дрожит, переносной холодильник забит под завязку: 15 бутылок воды, сок, чипсы, орешки, шоколад. Брать меньше товара невыгодно, никогда не угадаешь, что будет лучше продаваться. А для пополнения запаса нужно возвращаться на единственный склад, расположенный на Ярославском вокзале, поэтому в горячие часы Ольга берёт ещё и дополнительный рюкзак. «Плеч и ног под вечер вообще не чувствую, но сейчас-то хоть сумка удобная, а раньше приспосабливалась как могла», – вспоминает Ольга.

«Раньше» – это до перехода на официальную ниву поездной торговли.

Восемь лет назад она, уроженка Красноярского края, бывшая жена офицера, была вынуждена перебраться с двумя сыновьями в Подмосковье. В Воронежской области, где застал её развод с супругом, работы не было вообще. Куда бы она ни обращалась, везде получала отказ или предлагали очень маленькие деньги. В конце концов она решилась на отчаянный шаг – закрыла дом в Борисоглебске, собрала сыновей и поехала в столицу. В никуда. Денег хватило лишь на то, чтобы снять жильё в городе Пушкино. Увидев объявление о наборе продавцов, позвонила: подбирали людей для торговли вразнос в электричках. Без разрешений и документов.
«Знаешь, как стыдно было поначалу торговать в электричке, – говорит Ольга дрогнувшим голосом. – Знаешь, сколько пришлось в свой адрес упреков, ругани выслушать».

Мешочница, барыга, спекулянтка – это ещё самые мягкие слова, которые способны извлечь из себя пассажиры. Но она знала одно – дома её ждут дети, и она просто обязана таскать на себе эту огромную, неудобную сумку, обязана наматывать километры по вагонам, обязана продавать те, не всегда годные к употреблению шоколадки, орешки, газировку и мороженое, которое выдавали ей хозяева нелегального бизнеса.

Теперь она с грустной улыбкой вспоминает, как в те годы приходилось бегать от контролёров, от охранников, от сотрудников милиции. «Подхватишь свою авоську весом килограммов в 15–20 и улепётываешь от них, иногда удавалось убежать, но и в отделения попадала частенько».

Штрафы продавец платит из своего кармана, «работодателя» этот вопрос не волновал.

Пару лет назад в поездах появились продавцы в синей форме, с удобными сумками-холодильниками через плечо. Они работали по официальным договорам, ни от кого не прячась, ни от кого не бегая, а самое главное – с товаром нормального качества. Сарафанное радио быстро разнесло весть о появлении официальной торговой компании. Правда, денег за реализацию товара получалось меньше, чем у нелегальных торговцев, но сотрудникам выплачивался твёрдый оклад, предоставлялся определённый соцпакет, да и работали они с легальной продукцией. Ольга Лощенова перешла на работу в ОАО «ЖТК».

Объявляют о скором отправлении электропоезда до Александрова. Ольга решительно направляется к указанному пути – нужно успеть занять направление. Среди работников ЖТК есть правило: если один продавец зашёл в тамбур, другой должен подождать следующего поезда.

Она ждёт отправления, выкладывает образцы товара на самодельный лоток-витрину и звучно обращается к пассажирам – многие покупатели приветливо улыбаются, поскольку ездят постоянно и уже знают её. Впрочем, встречаются и дотошные пассажиры, которые ругают за некачественную продукцию, пытаются торговаться, сетуют на обилие торговцев. Многие вопросы снимаются демонстрацией прейскуранта и сертификатов.

По информации правоохранительных органов, за январь 2012 года на Московском узле было задержано 465 нелегальных торговцев, в январе 2011-го задержанных было 876, а в первый месяц 2010 года их было в два раза больше.
«Не буду скрывать, нашей задачей было не столько извлечение прибыли, сколько вытеснение нелегалов из электричек, – говорит первый заместитель генерального директора ОАО «ЖТК» Александр Кузьмин. – Ведь жалоб от пассажиров было очень и очень много – раньше в электричках торговали все кому не лень и продавали продукцию весьма сомнительного качества. Мы же в определённый момент противопоставили оголтелой поездной торговле качество товара, ненавязчивый сервис и гарантию санитарной безопасности».

Александр Кузьмин также отметил, что правила и тактика работы сотрудников ОАО «ЖТК» обсуждались и утверждались на совете директоров, а также совместно со многими ведомствами: Роспотребнадзором, полицией, пассажирскими компаниями.
«Примерно четверть наших сотрудников – бывшие нелегальные торговцы, – говорит он. – Поверьте, это очень сложная работа, в которой масса специфических моментов. И именно люди с опытом являются костяком коллективов. Мы предложили им работать легально, платить налоги, проходить необходимые обследования – и многие соглашаются с нашими условиями».

Елена Демиденко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30