22 апреля 2021 04:52

Не корысти ради

Сотрудники отраслевого Инженерного совета работали на общественных началах

Ровно 120 лет назад Александр III посчитал необходимым учредить по предложению министра путей сообщения Сергея Витте Инженерный совет МПС.

Проектирование дорог было непростым делом
До этого вся научно-исследовательская деятельность в отрасли была сосредоточена в технико-инспекторских комитетах железных дорог, мостов и гидротехнических сооружений. Потом их объединили в технический отдел Министерства путей сообщения, а затем преобразовали в Инженерный совет, ведавший вопросами технической политики в области строительства и эксплуатации железных дорог.

Состав совета был настолько представительным, что его решения являлись обязательными для руководства МПС. Первым его председателем был крупный учёный генерал-лейтенант Николай Петров, через пять месяцев его сменил профессор Василий Салов, обосновавший необходимость строительства региональных железных дорог.

В разное время в состав совета входили создатель первого тепловоза Юрий Ломоносов, известные мостостроители Николай Белелюбский и Леопольд Николаи, многие другие выдающиеся учёные и конструкторы. Он управлял и отраслевой наукой, к 1916 году при нём работали шесть комиссий по различным направлениям. Самое удивительное, что все учёные и специалисты работали на общественных началах.

Именно Инженерный совет разработал и после широких обсуждений издал в 1899 году «Единые технические условия проектирования железных дорог». На их основе в начальный период проектирования Транссиба специалисты разработали затем конкретные технические нормы применительно к условиям местности и климата Сибири. Кстати, нормативы строительства этой дороги одобрил лично Николай II.

После революции, в 1918 году функции Инженерного совета стал выполнять Высший технический совет НКПС, работавший тоже на общественных началах. А через пять лет его преобразовали в Научно-технический комитет с шестью секциями.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30