27 января 2022 18:03

Диснейленд на рельсах

Нужен уникальный музей

Любим ли мы свою историю? В частности, наших железных дорог? Вы скажете: странный вопрос. В стране сегодня работают десять крупных железнодорожных музеев – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске и других городах. Кроме того, есть маленькие музеи на дорогах и в каждом железнодорожном вузе. И это хорошо.

Без прошлого нет будущего
Но кто их посещает? Я видел там в основном школьников и студентов железнодорожных вузов, техникумов и колледжей. Неужели остальным гражданам нашей страны неинтересна история железных дорог? Нам ведь есть что показать. Только фонды Центрального музея железнодорожной техники в Санкт-Петербурге насчитывают более 50 тыс. экспонатов. Богатая коллекция образцов подвижного состава выставлена и на Рижском вокзале столицы. Там можно увидеть знаменитую «овечку» – паровоз Ов-841, построенный в 1903 году, и пассажирский вагон 1901 года выпуска, а также современную технику. Кроме того, ретропоезд курсирует от Рижского вокзала до станции Подмосковная, где находится старинное паровозное депо. Можно проехать и по Малому кольцу Московской железной дороги. Старинный паровоз, вагоны с мягкими креслами, проводник-экскурсовод в форме железнодорожника, звуки паровозного гудка – всё это даёт возможность на часок-другой окунуться в прошлое.

Но я считаю, что наша великая железнодорожная держава достойна иных масштабов. На Куйбышевской дороге недавно задумали создать музей вокзалов – перенести на Детскую железную дорогу пять уникальных архитектурных памятников и разместить внутри соответствующие экспозиции. Прекрасная идея! Но…

Время требует сегодня новых форм, в том числе интерактивных. Просто глазеть на экспонаты уже скучно. Почему бы нам не создать своего рода «диснейленд» на рельсах, как это сделали, например, в Нидерландах? Там в Утрехте существует нечто подобное. Поезд из Амстердама ходит туда каждый час. И пустым не бывает. Железнодорожный музей занял территорию бывшей станции Малибан, где даже билетные кассы стилизованы под XIX век. Есть и открытая площадка с техникой, и огромные залы под крышей бывшего локомотивного депо. Вы только вслушайтесь в их названия: «Большие открытия», «Путешествия мечты», «Стальные монстры»! Например, «Путешествие мечты» посвящено знаменитому «Восточному экспрессу», курсировавшему от Парижа до Стамбула. Там есть всё, от вагона-салона первого класса с роскошными бархатными креслами до вагона-ресторана с накрытыми столами, серебряной и фарфоровой посудой, шампанским и фруктами.

В музее можно не только разглядывать технику, но и попробовать себя в роли диспетчера сортировочной станции. Для вас могут открыть кабину любого локомотива и дадут возможность подержаться за реверс паровоза и кран машиниста современного локомотива. А ещё там есть библиотека, кафе, театр и детская железная дорога. Дня мало, чтобы везде побывать и всё осмотреть. А впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь!

Хотелось бы, чтобы и у нас появился подобный музей. И у дверей его толпились люди, как в Эрмитаже.

Иван Кузьмичев,
почётный железнодорожник

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30