25 января 2022 14:28

Участок без головы

Нужен такой руководитель, чтобы душой за работу болел

В пассажирском депо Минеральные Воды идёт кардинальная реконструкция. На полигоне Северо-Кавказской железной дороги скоро появится современное предприятие, где можно ремонтировать различные, в том числе и двухэтажные, пассажирские вагоны. Общий объём инвестиций огромен – 3,465 млрд руб. Это на данный момент самый крупный инфраструктурный проект ОАО «Федеральная пассажирская компания».

Колёса крутятся там, где механизм отлажен
Действительно, масштабы стройки впечатляют. По словам начальника депо почётного железнодорожника Владимира Шелегацкого, уже в ноябре новостройка будет завершена. Когда депо пустят в эксплуатацию, в городе появится дополнительно 500 рабочих мест. И каких! Сверкающие ремонтом административные и производственные помещения радуют глаз. «А вы посмотрите, какие будут бытовки у рабочих, – обращается ко мне сторож, – как на картинке. Фотографируйте, не стесняйтесь. В таких условиях работать – одно удовольствие».

Трудно не согласиться. Поэтому было непонятно, почему же люди жалуются. Письмо с ПТО этого депо ушло сразу в несколько адресов: в Министерство транспорта, президенту ОАО «РЖД», в Федеральную пассажирскую компанию и газету «Гудок».
«В 2002 году, когда на пенсию ушёл кадровый руководитель почётный железнодорожник Юрий Готван, в депо начался беспорядок, – говорилось в письме. – Предприятию вдруг перестало везти на руководителей. Бывало, в депо менялось несколько руководителей в год. Больше всего пострадал производственный участок в Кисловодске. И откуда только для него не брали начальников – из Ростова, Новороссийска, Батайска! «Руководят» они так умело, что, отработав две-три недели, от силы полтора месяца, уходят, даже не меняя приказы. Уволились наши лучшие специалисты. А ведь поезда отсюда отправляются во все уголки России, ходит фирменный поезд «Кавказ», к нам едут тысячи курортников. Чего нам ждать, крупного ЧП?»

Между тем транспортная прокуратура на этом участке выявила целый ряд нарушений. Вот некоторые из них (цитирую документ): «При формировании пассажирских поездов грубо нарушаются сроки обработки пассажирских вагонов, влажная уборка в вагонах проводится неудовлетворительно, в биотуалетах отсутствуют ёмкости для мусора, чистое и использованное бельё хранится совместно, нет холодильников, не доукомплектованы аптечки…» По результатам проверки вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении руководства.

А в депо мне говорили, что всё у них хорошо. Пришлось поехать в Кисловодск.

На территорию участка я прошла беспрепятственно. Ни одного охранника не заметила. Странно. Наверное, на охране экономят. Как, впрочем, и на всём остальном.

Рабочие, узнав, что я из «Гудка», общались охотно, открывали бытовки, показывали цеха. Но то, что я увидела, неприятно впечатлило. Столовой нет. Еду приносят из дома и на самодельных обогревателях разогревают вопреки правилам пожарной безопасности. На полу я заметила следы чего-то горючего, не дай Бог, искра попадёт – что тогда? Но это ещё, как оказалось, цветочки. В административном корпусе пол, стены, подоконники – всё покрыто, кажется, вековой грязью.

Постоянного руководителя на ПТО и в самом деле нет. Во время моего визита его обязанности исполнял Наиль Садыков из соседних Минвод. Но он откровенно признался, что руководить производственным участком в Кисловодске не хочет. Каждый день ездить на работу свыше 60 км по горной местности только в одну сторону – занятие малопривлекательное. Но других кандидатов на эту должность нет.
– А почему люди не хотят работать на производстве, где платят регулярно зарплату, кстати, одну из наиболее высоких в городе? – заинтересовалась я.

Наиль Ядыкарович мне ответил так:
– Понимаете, для того чтобы быть начальником ПТО, надо не только жить этой работой, но и уметь ладить с коллективом. Это, скажу прямо, не всем под силу. А коллектив здесь непростой. Люди будут делать исключительно то, что прописано в трудовом договоре, и ни на йоту больше! Когда я в первый раз пришёл сюда, на первом этаже лежал строительный мусор. И я первым делом распорядился его убрать. Что тут началось! «Нам за это не платят», – говорили одни. «Пусть убирают строители, они насорили», – ворчали другие. Мои слова, что мы здесь работаем каждый день и видеть груду хлама, извиняюсь, неприятно, поняли буквально единицы, они-то и помогли убрать. И так во всём.

У рабочих, впрочем, своё видение проблемы:
– Нам бы такого руководителя, чтобы душой за дело болел, – поделился со мной сварщик 5-го разряда Виталий Попов, – а то как на гастролях – сегодня один, завтра другой. Люди видят трудности и бегут от них, боятся, а нет, чтобы вжиться. Знаете, как я обучал молодого стажёра? Пришёл к нам парень, толковый, только после училища. Пошли мы с ним в подвал трубы проверять. Я ему: «Ты по ржавой трубе постучи». Он постучал, и – ничего. Я тогда сам постучал, а там звук другой. Когда труба прогнила, она мягкая, там всегда звук специфический. Но молодой сварщик этого не знал, теория без практики – ноль. Так и здесь, нужен человек с опытом, и главное, чтобы хотел здесь работать.

Постоянная «голова» производственному участку сейчас нужна как никогда. С переходом на аутсорсинг, когда определённые виды работ передали в частные руки, под крышей кисловодского ПТО обосновалось аж семь фирм. Все они работают по договорам, заключённым с разными начальниками. Что с них спросишь? Например, операторы котельной хотя и трудятся на производственном участке, фактически числятся на другом предприятии. Биотуалеты в поездах очищает сторонняя фирма. По отдельному договору также стирают. Впрочем, тут отдельная история. Бельё возят стирать в… Новороссийск. А была ведь собственная прачечная, которая обслуживала не только участок, но и принимала частные заказы, работала с прибылью. Но она без хозяина пришла в полный упадок. Разворовали оборудование. Местные жители охотно рассказывают, как алюминиевые баки на уазиках вывезли в пункт приёма металлолома. Открыто вывезли. Днём. Может, тогда металл вместо зарплаты выдавали?

У каждой аутсорсинговой фирмы есть свои директор и бухгалтер, и, естественно, штат работников, который порой урезан до одного человека. Как, например, в той, что отвечает за уборку помещений. ПТО регулярно перечисляет деньги за услуги уборщиц, а три этажа каждый день моет одна и та же женщина…

Правда, после вмешательства «Гудка» администрация депо встретилась с представителем клиринговой компании и предложила «пересмотреть нормы обслуживания», о чём начальник Северо-Кавказского филиала ОАО «ФПК» Геннадий Парлюк сообщил в редакцию. Ну а как с остальными?

Между тем от ПТО Кисловодск зависит многое. Ежедневно здесь формируются шесть поездов, которые отправляются в Москву и Ростов, плюс оборотные, идущие в Тынду, Новокузнецк, Минск, Киев, Челябинск, Екатеринбург и Самару. И всех их нужно обслужить, заправить водой, углем, экипировать. При штате в 561 человек и работе в четыре смены без постоянной «головы» это очень трудно. Без сбоев тут не обойтись. На сети помнят нашумевшее ЧП, когда к поезду Владикавказ – Адлер в октябре прошлого года не прицепили два пассажирских вагона…

Владимир Шелегацкий, кстати, два с половиной года назад переведённый сюда из Иркутска, поведал мне такую историю. Поскольку, по мнению некоторых работников участка, все пришлые начальники плохие, он предложил выбрать кого-нибудь из местных специалистов. Даже составил список из тринадцати кандидатов. Как на подбор – все с профильным высшим образованием, опытом работы, необходимым для данной должности. А главное – свои! Но тут его постигло жестокое разочарование. Никто из них руководить трудным участком не захотел. Каждый по отдельности толковый специалист, знающий своё дело. Может дать дельный совет, как управлять ПТО, депо и даже страной. Но применить свои знания на практике, для начала возглавить хотя бы участок, отказывается. Почему?
– У руководителя не только зарплата выше, но и уровень ответственности, – высказал такую мысль Владимир Александрович. – Человек, который возглавляет производство, по сути, себе не принадлежит. Да и материальный стимул здесь играет не последнюю роль.

Начальник участка, к примеру, получает почти такую же зарплату, что и старший осмотрщик. Но ведь ответственность у него в разы выше! Наше депо, кстати, уже полгода работает без главного инженера… Людей для трудного дела найти непросто.

Наблюдая печальную картину в Кисловодске и огромную стройку в Минеральных Водах, невольно подумалось о том, что в новом депо жизнь будет другая. Но пока одно строится, другое ведь может разрушиться.

Ольга Иженякова,
спец. корр. «Гудка»
Минеральные Воды –
Кисловодск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30