19 апреля 2021 21:56

Расходы поделят на всех

Регионам добавят ответственности за пассажиров

Финансирование пригородных пассажирских перевозок в России будет осуществляться по новой схеме.

Бюджетные компенсации ППК закрепят законодательно
Министерство экономического развития совместно с Федеральной службой по тарифам представило свою оценку концепции развития пригородных перевозок («Гудок» написал о ней вчера). Основные её черты на специальном совещании органов государственного тарифного регулирования обозначил начальник управления регулирования транспорта ФСТ Виктор Квитко.

Документ предусматривает создание механизма компенсации инфраструктурных затрат, связанных с перевозкой пассажиров в рамках регионального заказа. Такая компенсация будет законодательно закреплена за счёт средств федерального бюджета.

По словам Виктора Квитко, будет жёстко закреплена ответственность субъектов РФ по согласованию экономически обоснованных затрат перевозчика и по определению уровня тарифа в рамках регионального заказа. Появится механизм компенсации перевозчику разницы в доходах от перевозки пассажиров по тарифам, определённым регионами, от тех, которые он мог бы получить, перевозя пассажиров по экономически обусловленным тарифам. «Появляется чёткая и прозрачная схема определения бюджетных компенсаций. В данном случае убытки перевозчика, подлежащие компенсации, могут возникнуть при отклонении фактического объёма перевозок и объёмов транспортной работы от их прогнозного значения, на основе которого формировался региональный заказ», – отметил Виктор Квитко.

Кроме того, будет предусмотрен порядок распределения дополнительной прибыли перевозчика в случае превышения фактического пассажиропотока над прогнозированным.

План мероприятий по реализации концепции предусматривает разработку ФСТ методики определения экономически обоснованного уровня тарифа для перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Виктор Квитко считает, что создание такой методики надо увязать с созданием новых правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
«Там существует специальный раздел по пригородным перевозкам. Именно этот документ определяет перечень тарифов, которые могут применяться при организации пассажирских пригородных перевозок», – отметил он. По мнению представителя ФСТ, убытки перевозчика, связанные с его неэффективной работой, не подлежат компенсации со стороны субъектов Федерации.

Виктор Квитко отметил, что для минимизации рисков того, что фактический объём перевозок будет меньше прогнозируемого, перевозчику совместно с субъектами Федерации надо создать перечень измерителей, на основании которых будет осуществляться прогноз.

По словам представителя ФСТ, в концепции определено отсутствие перекрёстного субсидирования, когда некомпенсированные расходы от перевозок пассажиров в одном регионе покрываются прибылью в другом регионе. «Здесь закладывается механизм персональной ответственности региона за некорректное планирование объёмов перевозок», – отметил Виктор Квитко.

Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер отметил, что даже с учётом выделения 25 млрд руб. компенсации инфраструктурной составляющей пригородных перевозок непокрытый убыток компании составит 8,5 млрд руб. «Ни в одном субъекте РФ не было полного покрытия выпадающих доходов. Больше половины субъектов до сих пор не могут доходами собрать даже половины суммы, уже с учётом обнулённой ставки инфраструктуры», – отметил Максим Шнейдер.

При этом, по его мнению, повышение тарифов для населения не сможет решить вопрос. «Доходы составляют 15–20% к уровню затрат. Даже полученная прибыль не в состоянии обеспечить развитие пригородных компаний. 4,7 млрд руб. прибыли, полученной ЦППК, – это 20 электропоездов российского производства, обеспеченных современными системами безопасности и кондиционирования. Иностранные аналоги в разы дороже. При этом ЦППК использует 450 составов», – подчеркнул Максим Шнейдер.

Денис Виксне


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30