12 апреля 2021 09:24

Свободная линия

Жителей Красноярска и городов-спутников избавят от пробок



Для жителей Красноярска и его окрестностей электрички могут стать выходом из транспортных проблем

ОАО «Краспригород» заключило договор с ОАО «Краевая инжиниринговая корпорация» о разработке технико-экономического обоснования проекта пригородного пассажирского сообщения по маршруту Красноярск – Сосновоборск – Железногорск.

Это значит, что у тех жителей двух городов-спутников – Сосновоборска (население 33 тыс. человек, 20 км от Красноярска) и Железногорска (102 тыс. и 40 км), – которые ежедневно отправляются на работу или учёбу в краевой центр, в скором будущем появится альтернатива автомобильным пробкам на подступах к городу-миллионнику. И сам Красноярск вздохнёт легче, избавившись от пары десятков тысяч автомобилей на своих дорогах.
«Проект пригородного маршрута, связывающего города-спутники, обсуждается в рамках создания Красноярской агломерации с 2008 года, – говорит один из инициаторов проекта, заместитель начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях Красноярской дороги Александр Шевченко. – С годами в силу ряда причин его актуальность только возрастает. Это и постоянно растущая маятниковая миграция, и значительное отставание темпов развития инфраструктуры от темпа приобретения автомобилей. В крае ежегодно их становится больше на 20%. На 100 человек уже 64 автомобиля».

Интенсивность движения по дороге Красноярск – Сосновоборск – Железногорск – более 22 тыс. автомобилей в сутки, или 60–80 тыс. человек. Притом что пропускная способность трассы на отдельных участках не превышает 15 тыс. машин. Скорость – не больше 40 км/ч.

Реконструкция автодороги, завершение которой запланировано на 2018 год, ведётся отдельными участками. Поэтому всё больше жителей городов-спутников одобряет идею электропоездов. Если три года назад в ходе соцопросов лишь около 40% респондентов высказывали готовность пользоваться электричками до Красноярска, то в минувшем феврале – уже 70%.
«Мы поддерживаем проект организации движения электропоездов до Железногорска, – говорит начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Сосновоборска Наталья Жеравкова. – Сегодня из 30 тыс. населения около 10 тыс. выезжают ежедневно на общественном транспорте в Красноярск. Едут работать, учиться, на спортивные объекты, в учреждения культуры. Люди у нас постоянно спрашивают: почему, живя рядом с железной дорогой, мы не можем пользоваться этим видом транспорта?»

Продвижение проекта осложняло то, что линия до Железногорска – путь необщего пользования, принадлежащий горно-химическому комбинату «Росатома». Однопутная неэлектрифицированная линия с полуавтоматической блокировкой, она предназначена для перевозки опасных грузов. При пропускной способности в 37 пар поездов её грузонапряжённость – шесть пар в сутки. То есть ниток хватит и грузовым, и электричкам.

Принципиальное согласие комбината на использование ветки под пассажирские перевозки получено. И вот при поддержке губернатора Красноярского края Льва Кузнецова дело сдвинулось с мёртвой точки. Он дал распоряжение о разработке технико-экономического обоснования проекта.
«Для обеспечения безопасности пассажирских перевозок, а также для увеличения скорости движения до 100 км/ч необходимо выполнить ремонт пути, частично – реконструкцию. Также принято решение об электрификации линии, что станет одним из самых затратных разделов проекта», – говорит Александр Шевченко.

В целом же, по оценке специалистов Красноярской дороги и ОАО «Краевая инжиниринговая корпорация» (проектировщик), инфраструктура может быть модернизирована под пассажирские пригородные перевозки с минимальными затратами. От Красноярска через станцию Базаиха (место примыкания подъездного пути комбината к путям общего пользования), через Сосновоборск до станции Соцгород (Железногорск) со всеми остановками поездка составит менее 1,5 часа. Всего на маршруте предполагается семь остановок.

Участники проекта понимают, что в одиночку дело не поднять. Необходимо тесное взаимодействие с комбинатом как собственником линии: движение должно быть не в ущерб производству. Но реализация проекта как раз пойдёт в плюс и предприятию. В силу малой загруженности затраты на содержание линии не окупаются. Потом содержать ветку будет по-прежнему «Росатом», но взимая с перевозчика плату за пользование инфраструктурой.

Предстоит выстроить отношения с администрацией Железногорска, чтобы решить, как пропускать электричку в город со статусом закрытого административно-территориального образования. Ныне въезд в него через КПП возможен либо при наличии штампа о прописке, либо по спецпропуску. И пока не понятно, как организовать контроль.

Кроме того, железнодорожникам предстоит совместно с муниципалитетами Сосновоборска, Железногорска и Берёзовского района определить месторасположение платформ.

Александра Конькова
Красноярск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30