16 апреля 2021 03:01

Нетранзитная страна

Комитет Госдумы по транспорту намерен ещё раз внести на рассмотрение парламента закон «О транзите». Законопроект, несколько лет назад инициированный группой сенаторов и рядом транспортных организаций, в прошлом году был окончательно отклонён Минтрансом. Он не смог согласовать законопроект с другими ведомствами.

Сегодня с законодательной точки зрения ситуация проще. Активный сторонник закона президент Союза транспортников России Виталий Ефимов стал первым заместителем председателя комитета Госдумы по транспорту. А это значит, что уже сама палата может инициировать законопроект и напрямую контактировать с чиновниками, «пробивая» его.

Однако основная проблема в том, что идеология принятия решений не изменилась. Такой специфический вид перевозок, как транзит, при ней практически не имеет шансов получить бюджетную поддержку. Минфин и Минэкономразвития считают, что регионы, желающие развивать транзит, должны найти иностранные компании, заинтересованные в этом. Иностранцы должны гарантировать определённый объём перевозок, а затем ещё и выделить часть средств. Это, по мнению наших чиновников, будет доказывать серьёзность их намерений. Кроме этого, должно быть составлено экономическое обоснование, гарантирующее окупаемость проекта и то, что он сразу начнёт генерировать денежный поток для расчёта с инвесторами.

Пока прежний вариант закона ходил по инстанциям, в Совете Федерации было проведено несколько встреч и «круглых столов» с потенциальными иностранными грузоотправителями. И всегда был один вежливый, но твёрдый азиатский ответ: вы нам сначала предоставьте такие условия, чтобы по территории России было выгоднее и удобнее транспортировать контейнеры, чем по морю.

Однако за долю транзита из Азии Россия вынуждена конкурировать с мощным и давно отлаженным рынком морских перевозок и альтернативными сухопутными маршрутами. Хочется верить, что за прошедшие годы разговоров вокруг закона до регулирующих органов всё-таки донесли эту простую мысль. Но у каждого, когда речь заходит о транзите, есть какие-то свои интересы. И тогда таможенники считают, что не могут позволить прохождение контейнеров через территорию страны без досмотра, финансисты – что это предприятие сразу не даёт доходов в бюджет. Только транспортники не хотят опускать руки, говоря, что вот Советский Союз же смог и Россия сможет.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30