21 сентября 2021 09:01

Одна площадка

Координационные советы помогают работать эффективно



Сегодня в Кемерове пройдёт заседание Сибирского межрегионального координационного совета по железнодорожному транспорту. Накануне о ситуации с перевозками угля нашей газете рассказал Александр Целько.

Александр Целько, начальник Западно-Сибирской дороги
– Александр Витальевич, осенью в Кузбассе обострилась ситуация с вывозом угля. Затем схема работы с собственниками подвижного состава была изменена, и проблему удалось решить. Что происходит сейчас?
– В 2011 году весь парк грузовых вагонов обрёл статус собственного. В результате порожние, и прежде всего полувагоны, направлялись на дорогу и при наличии договоров с угольщиками, и без них. В сентябре-октябре Кузбасс был заполонён порожними полувагонами многочисленных собственников – более двухсот. Они поступали в регион без всякой системы и создавали заторы на магистральных и подъездных путях предприятий.
В числе прочего это было вызвано и тем, что формирование нормативной базы перемещения порожних вагонов значительно отставало от темпов реформирования ОАО «РЖД». Переход всего парка вагонов в приватную собственность, несогласованная и бесконтрольная их поставка в регион со значительным увеличением привели к абсурдной ситуации – вагонов более чем достаточно, а объёмы погрузки снижаются.
Не дожидаясь решений Минтранса, в октябре по инициативе дороги в администрации Кемеровской области провели совещание участников перевозок в Кузнецком бассейне. Они определили 12 основных крупных собственников подвижного состава, владеющих более чем 70% всего парка полувагонов, способных обеспечить вывоз с предприятий Кузбасса всей продукции.
Особый акцент сделали на маршрутизацию, конкретным операторам выделили пути для подготовки полувагонов к поставке в Кузбасс на сортировочной станции Входная. Более мелким владельцам и арендаторам вагонов предложили объединиться для совместной работы с крупными перевозчиками.
На 2012 год были подписаны соглашения, по условиям которых грузоотправители обязались равномерно предъявлять продукцию к перевозкам в определённых объёмах, операторы – предоставлять порожний подвижной состав, а дорога – вывезти всю продукцию.
Таким образом, на первом этапе основной задачей оптимизации перевозок стал уход от работы с многочисленными мелкими владельцами полувагонов. Эта задача практически решена, на углепогрузочные станции прекратилось несанкционированное поступление полувагонов прочих собственников.
В соответствии с приказом Минтранса № 258 ведётся работа в части заадресовки порожних вагонов в зависимости от наличия на станциях назначения согласованной заявки формы ГУ-12 того или иного собственника. Заключаются договоры с операторами на право управления парком по доверенности собственников. Создаётся электронная база таких доверенностей.

– Институт межрегиональных координационных советов заработал совсем недавно. Но за это время с участием дороги прошло несколько заседаний. Как вы оцениваете эту работу?
– Координационные советы позволяют собрать на одной площадке все заинтересованные стороны: железнодорожников и операторов, грузоотправителей и представителей органов власти регионов. Появилась возможность своевременно выявлять и разрешать возникающие в процессе перевозок проблемы.
Со времени создания координационных советов в октябре минувшего года на Западно-Сибирской дороге работают два таких органа – региональный транспортный координационный совет и Сибирский межрегиональный транспортный координационный совет с участием Красноярской магистрали. Уже проведено шесть заседаний: пять – регионального уровня и один – межрегионального. Основными темами стали проблемы вывоза угля из Кузбасса. А на заседании Сибирского совета, прошедшего в феврале в Томске, рассматривалась организация вывоза лесных грузов из Красноярского и Алтайского краёв и Томской области. Гарантией выполнения заявленных объёмов перевозок стало подписание соглашений между грузоотправителями Томской области и уже действующими в границах области операторами и собственниками подвижного состава. Связующим звеном в этих отношениях как вариант могут выступать ОАО «РЖД-Логистика» либо организации, созданные под эгидой региональных администраций, способные к тому же предоставлять дополнительные услуги по экспедированию, таможенному и прочему оформлению грузов.
То есть координационные советы способны, на мой взгляд, поднять планку клиентоориентированности ОАО «РЖД» на новый качественный уровень, что важно в условиях реформирования отрасли.

– Как развивается на Западно-Сибирской государственно-частное партнёрство?
– Десять лет назад в Междуреченске прошло выездное заседание Госсовета под председательством президента Владимира Путина, определившее стратегию развития угольной отрасли. Оно и стало отправной точкой выхода на качественно новый уровень сотрудничества дороги с руководством Кузбасса и предприятиями угледобывающего комплекса. Были реализованы программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002–2005 и 2006–2008 годы, обеспечившие комплексное, целенаправленное и планомерное развитие инфраструктуры региона. За шесть лет на развитие транспортной инфраструктуры Кузбасса и прилегающих к нему регионов было направлено 34 млрд руб.: компанией – 22 млрд, предприятиями Кузбасса – 12 млрд. На средства РЖД было построено и введено 44 км вторых путей, что увеличило пропускную способность направления Артышта-2 – Междуреченск до 60 пар грузовых поездов в сутки и в полном объёме обеспечило вывоз угля из Соколовско-Ерунаковского и Междуреченского районов, с шахт и разрезов Южного Кузбасса.
Восстановлено двухпутное движение по среднесибирскому ходу. На станции Входная построен механизированный терминал для подготовки полувагонов под погрузку, что значительно улучшило обеспечение Кузбасса порожняком. Мы удлинили свыше 50 приёмо-отправочных путей на 20 станциях.
Введён в строй второй мост через реку Обь на участке Омск – Алтайская. Для обеспечения беспрепятственного пропуска угольных поездов из Кузбасса дорога приступила к строительству второго тоннеля на перегоне Курегеш – Карлык.
В реализации программы на всех её этапах участвовало около 30 угольных компаний и промышленных предприятий Кемеровской области.
На их средства развита транспортная инфраструктура наиболее перспективных угольных районов Кузбасса – Уропско-Караканского, Соколовско-Ерунаковского, Междуреченского, Мысковского. Одно это позволило нам внедрить в крупных транспортных узлах разработанную на дороге совместно с угольными предприятиями новую технологию обслуживания. Она предусматривает приём следующих под погрузку порожних маршрутов непосредственно на углесборочных станциях промышленных предприятий и отправление гружёных маршрутов локомотивами РЖД на пути общего пользования непосредственно с этих станций. Без обработки на станции примыкания.
Новая технология позволяет увеличить перерабатывающую способность магистральных и промышленных станций, сократить эксплуатационные расходы и повысить качество обслуживания предприятий.
Модернизация инфраструктуры и совершенствование технологии позволили нам обеспечить вывоз продукции из Кузбасса в период роста погрузки.
В соответствии с долгосрочной программой развития угольной промышленности, утверждённой Владимиром Путиным в начале 2012 года в Кемерове, предусмотрено увеличение размеров добычи угля в стране с 336 млн тонн в 2011 году до 430 млн тонн к 2030 году. И основной объём перевозок будет осуществляться, конечно, из Кузбасса.
После преодоления кризиса темпы роста промышленности в регионе вновь увеличились. В 2011 году Западно-Сибирская отправила 186,7 млн тонн угля, превысив уровень докризисного 2008 года более чем на 3%. Продолжается активное освоение новых угольных месторождений. Сейчас новые участки осваиваются по 32 лицензиям.
Подготовлен проект программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2012–2015 годы.

– Готовы ли собственники крупных металлургических и угольных предприятий вкладывать средства в развитие железнодорожной инфраструктуры? В каких объёмах и на каких паритетах?
– Безусловно. Это «Кузбассразрезуголь», «СУЭК-Кузбасс», «СДС-Уголь», «Южный Кузбасс», «Кокс», «ЕвразЗСМК», «Кузнецкие Ферросплавы», «Сибирская», «Кокс-Майнинг», «МаррТЭК», «НефтеХимСервис», «Топ Пром». К примеру, «СУЭК-Кузбасс» намерено развивать собственные пути необщего пользования, примыкающие к станции Терентьевская. А «Южный Кузбасс» планирует строительство пути необщего пользования с организацией погрузки угля до 9 млн тонн в год и выдачей гружёных маршрутов на станцию Тальжино. «СДС-Уголь» также построит пути необщего пользования, примыкающие к Терентьевской, для вывоза с Майского месторождения до 9 млн тонн угля в год.

– В последнее время обсуждается вопрос создания скоростного движения в Западной Сибири. На каком этапе этот проект?
– Организация скоростного пассажирского движения в Западной Сибири предусмотрена в перспективной программе развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Сейчас ведутся предпроектные работы на первом направлении, Омск – Новосибирск.
В дальнейшем рассматривается возможность организации пассажирских перевозок между Новосибирском, Красноярском, Барнаулом, Кемеровом и Новокузнецком.

Беседовал
Анатолий Болдырев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30