11 апреля 2021 03:32

Инновации не в ущерб природе

Строительный комплекс ОАО «РЖД» использует новейшие технологические решения



Использование новых технологий при строительстве мостовых переходов и платформ значительно снижает затраты на их монтаж и эксплуатацию

Инновационное развитие железнодорожного строительства в России, соблюдение экологических норм и совершенствование нормативно-правовой базы стали основными темами состоявшейся в Сочи научно-технической конференции строительного комплекса ОАО «РЖД».


Вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони
обозначил основные задачи строительного
комплекса компании


Участники научно-технического совета
поддержали инициативу по созданию
ассоциации инженеров-строителей
железных дорог России


В рамках подготовки железнодорожной
инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи в
сжатые сроки была создана мощная
производственная база
Основные задачи строительного комплекса компании сформулировал вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «РЖДстрой» Олег Тони: обеспечить эффективное внедрение современных проектных решений, минимизировав их влияние на окружающую природную среду.

По словам Олега Тони, чтобы обеспечить растущие объёмы перевозок, необходимы значительные инвестиции в инфраструктуру. При этом реализация масштабных инфраструктурных проектов невозможна без необходимых инновационных решений и технологий как с позиции их эффективности, так и с позиции минимизации их влияния на окружающую среду. В реализации инновационных технологий ОАО «РЖД» активно заимствует международный опыт по нескольким направлениям.


В частности, изучается опыт строительства магистралей для высокоскоростного движения, искусственных сооружений, вокзалов, терминально-логистических комплексов. Внедрение инновационных технологий активно осуществляется в рамках подготовки инфраструктуры к проведению олимпиады в Сочи. Яркий пример – строительство третьего тоннеля в Сочи, когда в сложных рельефных условиях удалось за три года с нуля создать производственную базу и построить 13,5 км сооружений. Качество работ по подготовке тоннельных комплексов в Сочи получило высокую оценку международных специализированных организаций.

1 декабря 2011 года в Гонконге проект строительства тоннелей на совмещённой дороге был признан победителем конкурса в номинации «Лучший проект года», проводимого ежегодно под эгидой Всемирной тоннельной ассоциации. «Это говорит о том, что хорошая инженерная подготовка и эффективная организация работы позволяет реализовать самые сложные и масштабные инфраструктурные проекты», – подчеркнул Олег Тони. В тоннелях 6-бис, 7-бис будет использоваться инновационная технология укладки безбалластного пути пониженной вибрации. Она обладает эффективной защитой от шума и вибрации благодаря двум уровням эластичности компонентов системы. Конструкция позволяет снизить вибродинамические нагрузки на отделку тоннеля и горный массив.

Вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони отметил, что при создании объектов в Сочи значительное внимание уделяется решению вопросов сохранения окружающей природной среды. При этом был приведён яркий пример строительства железной дороги через уникальную самшитовую рощу. Чтобы избежать её уничтожения, было принято решение построить эстакаду, по которой пропустить железную дорогу. Другой пример касается пересечения реки Мзымты при строительстве третьего тоннеля. Проектом предусмотрено строительство вантового моста, проектные решения которого позволили сохранить природное русло реки.

При проектировании инженерных сооружений зачастую важно просчитывать максимально возможные функции при их эксплуатации. Так, уникальность возводимого в Адлере вокзала заключается в том, что он будет играть роль ещё и пешеходного моста, ведущего из Адлера к морю. На этом мосту можно будет расположить магазины и кафе, которые в будущем, когда вокзал начнёт функционировать, смогут приносить дополнительный доход.

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖДстрой» Геннадий Талашкин в своём докладе отметил, что повышение безопасности движения поездов и пропускной способности железных дорог позволит в полной мере достичь целей, поставленных «Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». «Невозможно отрицать тот факт, что наличие современной транспортной инфраструктуры, отвечающей актуальным требованиям по пропускной способности, скорости движения поездов, безопасности, влиянию на окружающую среду, является одним из ключевых факторов ускорения развития экономики России», – подчеркнул он. По словам Геннадия Талашкина, одним из стимулов усиления инфраструктуры и снятия транспортных ограничений являются события глобального значения, которые состоятся в России: саммит лидеров государств АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, XXII Зимние олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, XXI чемпионат мира по футболу. В рамках подготовки к этим мероприятиям ОАО «РЖДстрой» выполняет ряд важнейших инфраструктурных проектов, таких как организация пассажирского сообщения на маршруте Владивосток – аэропорт Кневичи, строительство подъездных путей для крупнейшего порта Балтийского моря Усть-Луга, усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе – Адлер, реконструкция участка Карымская – Забайкальск в Читинской области на границе с Китаем, реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань в Хабаровском крае, организация интермодальных перевозок от железнодорожной станции до международного аэропорта Казань. К чемпионату мира по футболу 2018 года планируется построить 1920 км скоростных и высокоскоростных магистралей, и это очень значительная цифра. При этом интенсивность использования существующей железнодорожной инфраструктуры уже сейчас значительно превышает докризисный уровень, на многих направлениях сети железных дорог требуется выполнение работ по снятию ограничений пропускных способностей. По мнению Геннадия Талашкина, для качественного изменения состояния инфраструктуры необходимы масштабные внедрения инновационных технологий, применение новой техники и материалов, прогрессивных конструкторских решений, которые позволят существенно снизить затраты на эксплуатацию, увеличить срок службы объектов инфраструктуры. В частности, речь идёт о применении технологии безбалластного пути, тоннелепроходческих механизированных комплексов, шумо- и вибропоглощающих материалов в тоннелях, композитных материалов для волноотбойных стенок и мостовых конструкций, платформ, шумозащитных экранов.

Инновации позволяют добиться существенного экономического эффекта при строительстве объекта, а также его дальнейшей эксплуатации. Применение тоннелепроходческих механизированных комплексов в несколько раз сокращает время строительства железнодорожных тоннелей. Использование модульных технологий для изготовления мостовых переходов, виадуков, платформ снижает затраты на изготовление и монтаж до 20%, расходы по содержанию – до 40%. Применение металлических гофрированных конструкций для усиления дефектных труб большого диаметра снижает сроки строительства в 2,5 раза, а потребность в машинах и механизмах – в три раза.
«Цель инновационного развития нашей компании – достижение эффективных результатов при постоянном росте качества выполняемых работ и безусловном соблюдении требований безопасности, предъявляемых к объектам транспортного строительства», – отметил Геннадий Талашкин.

По его словам, одним из приоритетных направлений создания современной транспортной инфраструктуры является строительство высокоскоростных магистралей, создание которых приводит к получению существенного эффекта, оправдывающего затраты на их строительство. Геннадий Талашкин рассказал о том, что для подготовки к строительству ВСМ, а также к модернизации существующих линий ОАО «РЖДстрой» планирует освоить в период до 2013 года ряд технологий. В частности, планируется строительство модульных мостов, имеющих высокий коэффициент сборности, больших железобетонных мостов с применением нового типа высокопроизводительной скользящей опалубки, создание безбалластного мостового полотна новой конструкции.

Геннадий Талашкин отдельно остановился на проблемах, с которыми приходится сталкиваться при внедрении инновационных технологий и конструкций. Основная проблема связана с недостатками нормативно-правовой базы, которая отличается инертностью. Он считает, что необходимо утвердить документы, регламентирующие проектирование, строительство, сметное нормирование объектов скоростного железнодорожного транспорта. «Ключевым игроком по внедрению инноваций должны стать проектные организации», – подчеркнул Геннадий Талашкин. При этом было отмечено, что ранее объекты транспортной инфраструктуры, кроме исключительных, возводились по типовым проектам, а новые достижения науки не внедрялись в практику или внедрялись с большим трудом, на момент внедрения устаревали морально. «Хотелось бы надеяться, что научная конференция даст новый, свежий импульс для совершенствования нормативно-правовой базы с учётом лучших достижений мировой и отечественной практики строительства железных дорог. Массовое внедрение апробированных инновационных решений не должно тонуть в рутине несовершенных норм. И нормы нельзя разрабатывать на данный момент и период. Надо определить предельные сроки действия всех без исключения норм, узаконить их порядок регулярного пересмотра и обновления», – подчеркнул первый замгендиректора ОАО «РЖДстрой». В связи с этим он предложил создать профессиональное сообщество – ассоциацию инженеров-строителей железных дорог России, где на регулярной основе специалистами будут обсуждаться актуальные вопросы модернизации инфраструктуры, способы решения поставленных задач. «Это позволит наладить конструктивный диалог между всеми участниками рынка инфраструктурных проектов, обладающих специальными компетенциями в области привлечения и локализации инновационных технологий, их прогрессивных и конструкторских решений», – подчеркнул Геннадий Талашкин. Кроме того, он предложил также создать печатный орган или интернет-ресурс, основной функцией которого станет освещение проблематики инновационного развития в области инфраструктурного строительства.

О проекте высокоскоростной железной дорогимежду Москвой и Петербургом (ВСЖМ-1) рассказал генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов. Он сообщил, что с Министерством финансов была достигнута договорённость о том, что государство профинансирует 70% проекта ВСМ-1 в период строительства – за 4,5 года. По его словам, стоимость всего проекта ВСЖМ-1 оценивается в 626 млрд руб. в ценах 2010 года. Оставшиеся 30% должен привлечь инвестиционный провайдер, выигравший тендер на строительство магистрали. При этом в течение 10 лет он будет получать от государства субсидии в общем объёме 261 млрд руб. (в ценах 2010 года). Денис Муратов сообщил, что срок концессии составит 30 лет, что соответствует расчётному сроку функционирования ВСЖМ. При этом, по подсчётам Минфина, совокупный социально-экономический эффект от работы высокоскоростной железной дороги составит 2,2 трлн руб.

Проблемным аспектам нормативно-правовой базы в сфере железнодорожного транспорта уделил внимание в своём выступлении и заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Евгений Луковников. Он напомнил, что в 2010 году
постановлением Правительства РФ были утверждены три технических регламента: о безопасности инфраструктуры, подвижного состава и скоростного движения. Все они должны вступить в силу в 2013 году, но перед этим стоит задача наполнить их сводами правил. Специальной рабочей группой были подготовлены 19 сводов правил, касающихся безопасности инфраструктуры: 13 было предложено разработать за счёт средств федерального бюджета, 6 – за счёт средств ОАО «РЖД». Пять из них уже создано и шестой дорабатывается. Однако, по словам Евгения Луковникова, в них не отражено применение инновационных материалов в строительстве.

Заместитель руководителя Росжелдора указал на необходимость консолидировать усилия представителей транспортного сообщества по созданию сводов правил технических регламентов и выразил надежду, что ОАО «РЖДстрой» как крупнейшая организация, занимающаяся развитием железнодорожной инфраструктуры, примет активное участие в деятельности рабочих групп по созданию этих нормативных документов.

Денис Гончаров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30