25 сентября 2021 01:21

Проверять не разрушая

Необходимо повышать эффективность дефектоскопии рельсов

К числу главных проблем неразрушающего контроля рельсов нужно отнести недостаточное качество контроля при их прокате на металлургических комбинатах или сварке в плети на специализированных предприятиях. Причём в последние годы доля изломов рельсов по сварным стыкам составляет 30–35% от общего числа изломов.

Анатолий Марков, директор Научно-технического комплекса средств неразрушающего контроля ОАО «Радиоавионика», д.т.н.
Перспективными направлениями диагностики рельсов и элементов инфраструктуры, на наш взгляд, являются: повышение информативности контроля за счёт комплексирования методов; улучшение качества акустического контакта и помехозащищённости при контроле; автоматизация анализа результатов контроля рельсов съёмными и мобильными средствами.

Последнее позволит сократить численность персонала по расшифровке дефектограмм и повысит вероятность обнаружения дефектов. Кроме того, внедрение скоростного движения требует увеличения скоростей контроля. Пока же достигнутые скорости контроля рельсов с помощью вагонов-дефектоскопов (до 60 км/ч) накладывают ограничения на эксплуатацию скоростных участков пути.

Для решения всех этих задач, актуальных для центров диагностики и мониторинга железных дорог, считаем целесообразным создать специализированный научно-инженерный центр по неразрушающему контролю. Его основными задачами должны стать не только выполнение научно-исследовательских работ по актуальным проблемам диагностики, разработка и внедрение новых технологий неразрушающего контроля, но и оперативное решение «проблемных» вопросов диагностики инфраструктуры на сети РЖД.

Рельсы необходимо тщательно проверять ещё на стадии проката
Отечественные специалисты разработали и поставили на сеть РЖД более 1650 съёмных и 15 мобильных средств диагностики рельсового пути. Это и совмещённые вагоны-дефектоскопы, впервые в России одновременно реализующие ультразвуковые и магнитодинамические методы НК, и съёмные двухниточные дефектоскопы, многоканальный дефектоскоп для автоматизированного контроля сварных стыков рельсов, портативные дефектоскопы, обеспечивающие эффективное обнаружение дефектов в рельсах на ранней стадии развития.

В прошлом нам удалось завершить разработку трёх принципиально новых приборов. Например, дефектоскоп на базе колёсных ультразвуковых искательных систем. Благодаря вводу ультразвуковых колебаний через упругую оболочку, плотно прилегающую к поверхности головки рельса, повышаются качество акустического контакта и надёжность сплошного контроля рельсов. Компактный дефектоскоп-штанга с полноценной схемой прозвучивания и регистрацией сигналов предназначен для контроля стрелочных переводов и для вторичного контроля рельсов. А также специализированный дефектоскоп впервые позволил оценивать размеры внутренних дефектов рельсов. Кроме того, вагон-дефектоскоп, реализующий ультразвуковые и магнитные методы контроля, дополнен двумя новыми диагностическими системами (12-канальная видеорегистрация и инерциальная система измерения отдельных параметров геометрии рельсового пути). Комплексный анализ получаемой вагоном информации позволяет дополнительно повысить вероятность обнаружения дефектов в рельсах. Многомесячная эксплуатация нового вагона-дефектоскопа на участке Москва – Санкт-Петербург подтверждает его высокую эффективность.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30