21 сентября 2021 08:52

Пройти напрямик

На Южном Урале планируют строительство новой линии Челябинск – Магнитогорск

Средства, необходимые на строительство скоростной железной дороги, которая соединит два крупных города, обещают выделить частные инвесторы. Однако, по подсчётам специалистов ЮУЖД, сумма строительства может оказаться минимум вдвое больше запланированной.

Пропускная способность существующей линии Магнитогорск – Карталы – Челябинск загружена менее чем на треть
О перспективах нового строительства речь шла на прошлой неделе за «круглым столом» в Южно-Уральской торгово-промышленной палате.
«Протяжённость ныне действующей железнодорожной ветки Челябинск – Карталы – Магнитогорск, которая частично проходит по территории Казахстана, составляет 417 км. Прямая же скоростная линия будет вдвое короче, соответственно сократится время доставки грузов и пассажирских поездов Челябинск – Магнитогорск. Подсчитано, что ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сможет ежегодно экономить на железнодорожных перевозках сырья и готовой продукции почти 5 млрд руб., а ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» – более 200 млн руб.», – уверен один из инициаторов проекта, гендиректор ООО «КЭМП» Яков Гуревич.

По оценкам проектировщиков, расчётная стоимость вложений в строительство составит 10–15 млрд руб., которые смогут выделить частные инвесторы. Предполагается, что проект полностью окупится за 10 лет. Было высказано мнение, что строительство дороги позволит дать работу почти 7 тыс. человек, обеспечит дополнительные объёмы сбыта продукции местных предприятий.

Принять участие в проекте согласен ряд крупных инвесторов региона. ЮУТПП при поддержке Агентства стратегических инициатив намерена обратиться ко всем заинтересованным сторонам, в том числе ОАО «РЖД» и правительству Челябинской области, поддержать строительство новой железнодорожной ветки.

На Южно-Уральской дороге на реализацию проекта имеют своё мнение. Как отмечают специалисты, на местности, выбранной для новой линии, имеется множество рек. Это повлечёт за собой строительство не менее четырёх железобетонных мостов. Стоимость строительства одного километра электрифицированной линии с учётом коммуникаций и необходимой инфраструктуры оценивается от 100 до 130 млн руб. Так что общая сумма прокладки новой ветки окажется вдвое больше запланированной.
«Кроме того, на настоящий момент подтверждённого спроса как на пассажирские, так и на дополнительные грузовые перевозки в объёме, необходимом для окупаемости инвестиций, на этом направлении нет. С учётом заполнения пропускной способности существующей линии Магнитогорск – Карталы – Челябинск менее чем на треть строительство параллельной дорогостоящей линии неэффективно. Возмещение стоимости строительства и эксплуатации новой инфраструктуры приведёт только к увеличению транспортной составляющей в экономике страны», – считает главный инженер ЮУЖД Анатолий Храмцов.

Независимые эксперты также сдержанны в оценке проекта. «Для подкрепления его экономической целесообразности необходимо провести более детальные расчёты по территориям, через которые будет проложена ветка, а также просчитать возможные потери. Надо также посмотреть, насколько этот проект вписывается в общую экономическую концепцию развития области», – подчёркивает руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН и Челябинского госуниверситета Сергей Гордеев.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30