12 апреля 2021 07:02

Пылкая роза

На основной сцене Большого театра состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы».

Альков, изящно украшенный золотом, увенчанный золотым лавровым букетом, во всю огромную сцену Большого театра, сменили тоже золотые и высоченно стильные зеркальные шкафы. Потом их место займёт кафе с неоновой вывеской и дутым огромным клоуном. Режиссёр-постановщик Стивен Лоулесс разделил действие этой оперы на галантный XVIII век, буржуазный XIX и наш зацикленный на развлекательности XXI. Меняются времена, но женщина, в нашем случае Маршальша, даже имеющая деньги, положение в обществе, всё также может увлечься человеком, годящемся ей в сыновья, – Октавианом. Он, только что разделявший её чувства, вот уже потерял голову от сверстницы Софи. А покинутая дама, признав своё поражение, не только не мстит юным любовникам, но ещё и призывает их жить по законам сердца. Такой эту историю создал Штраус, а режиссёр позволил себе лишь обобщить её, поместив каждый акт в разное время. Поведение героев, их манеры лишь напоминают о духе той или иной эпохи, как и костюмы – яркие, красочные, они хоть и вызывают некие исторические аллюзии, но больше призваны радовать глаз. Много в этой постановке и открытых эмоций. Иногда они даже выходят за границы хорошего тона. И тогда Софи, отказывающейся подписать брачный контракт с нелюбимым бароном, режиссёр предписал протестовать. Она хватает из золочёных шкафов тарелки и со всего маха бьёт их. Вполне, однако, здоровая современная реакция на неблагоприятные обстоятельства.

Эту историю вот уже век рассказывают все оперные театры мира. В России Рихарду Штраусу повезло меньше. Ставят его редко. А «Кавалера розы» вообще второй раз. Первый был в 1928 году. Увы, за этим композитором закрепилась репутация тяжелейшего для нашей сцены. Его музыка действительно весьма специфична. В ней есть и барочность, и классицизм, и атональность, и вальсовая лёгкость, правда, последняя появляется нередко в самые, казалось бы, не подходящие для этого моменты, полные грусти. Да и сюжет «Кавалера розы», несмотря на обилие смешных ситуаций, не так уж однозначен. С одной стороны, это комедия положений, с другой – философский разговор о быстротечности времени, переменчивости чувств, примирении с жизнью… Это как роскошная меланжевая ткань. Сразу и не определишь, какие в ней цвета. Но убери какой-нибудь один, и ткань потеряет свою прелесть. В этой опере надо быть и психологически убедительным, ведя своего героя через многочисленные сюжетные подробности, и в то же время обладать вокалом, способным передать музыкальный меланж.

Что касается психологии, то тут по большей части все артисты на высоте. Барон уморительно туп. Мужчина-ребёнок Октавиан капризен, проказлив, пылок. Иностранный десант певцов Мелании Динер, Анны Стефани, сэр Томаса Аллена, Стивена Ричардсона с блеском взял и все изыски штраусовской партитуры. Отечественные певцы, которые в основном вошли во второй состав, пока не так безупречны. Тем не менее о Маршальше в исполнении нашей соотечественницы, а ныне солистки Нюрнбергской государственной оперы Екатерины Годованец стоит сказать отдельно. Её голос удивительно точно лёг на музыку Штрауса. Если Софи в исполнении Алины Яровой очаровательно тверда, как орех, как и подобает истинной немке, то Маршальша Годованец – это истинная женщина, способная любить и расставаться.

«Кавалер розы» на сцене Большого театра стал во всех смыслах красивой историей. Надеемся, что жизнь оперы станет у нас куда более долгой, чем она бывает у роз.

Вера Лазарева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30