Планы строительства Rail Baltica срываются | | Газета Гудок

Наш telegram-канал

@Gudok

Подписаться

на e-mail рассылку

Выпуск: № 98 (27920) 10.07.2024
5 полоса Ситуация

Планы строительства Rail Baltica срываются

Планы строительства Rail Baltica срываются
фото: DPA/PICTURE-ALLIANCE/ТАСС

Завершить строительство железной дороги Rail Baltica по плану, к 2030 году, не удастся. В случае неблагоприятного развития событий Евросоюз может потребовать от стран Балтии возврата уже вложенных в этот проект средств.

До 2030 года железнодорожный проект Rail Baltica не будет полностью построен ни в одной из стран Балтии, заявила на прошлой неделе заместитель председателя правления RB Rail Кития Грушкевича. RB Rail – созданная Ригой, Вильнюсом и Таллином в 2014 году единая компания, которая занимается вопросами проектирования и строительства железной дороги.

В июне органы госконтроля Литвы, Латвии и Эстонии провели одновременную проверку состояния дел на проекте. Результаты шокировали. Ожидаемая стоимость строительства выросла с 5,8 млрд евро (оценка 2017 года) до 23,8 млрд евро. Реализация проекта отстает от графика как минимум на пять лет. Если раньше к 2030 году планировалось полностью завершить строительство, то сейчас к этому сроку обещают закончить только первую фазу.

При этом участники проекта, анонсированного ещё в 2001 году, до сих пор не могут наладить координацию между собой. Например, они не определились ни с моделью обеспечения поездами, ни с тем, кто отвечает за их закупки. Нет ясности и относительно модели эксплуатации и управления железнодорожной линией.

По расчётам ревизоров, для завершения строительства необходимо дополнительно найти 2,7 млрд евро в Эстонии, 7,6 млрд евро в Латвии и 8,7 млрд евро в Литве. Таких денег у стран Балтии нет, поэтому, говорится в отчёте контрольных ведомств, правительства Эстонии, Латвии и Литвы готовятся сократить объём работ. Впрочем, это тоже не решит проблему, а всего лишь уменьшит прогнозируемый дефицит средств с 19 млрд до 10 млрд евро.

В случае наихудшего развития событий участвующие в проекте страны могут лишиться привлечённого финансирования со стороны Евросоюза, которое составляет до 85% от стоимости проекта. Также от них могут потребовать вернуть уже полученные средства, предупреждает Кития Грушкевича. О какой сумме идёт речь, она не уточнила.

Видимо, чтобы избежать такого сценария, участники проекта всё чаще упоминают о его стратегическом значении. Раньше основной акцент делался на гражданской составляющей – пассажирских и грузовых перевозках, сейчас Кития Грушкевича говорит уже о необходимости «как можно раньше обеспечить коридор военной мобильности НАТО».

«Проект будет играть важную роль не только в сфере транспорта и пассажирских перевозок, но и с точки зрения безопасности», – поясняет член правления Eiropas Dzelzceļa līnijas (латвийский участник RB Rail) Байбы Зауере.

Тем временем депутат Европарламента и бывший мэр Риги Нил Ушаков обратился к Еврокомиссии с призывом приостановить проект Rail Baltica и начать его углублённый аудит.

По его мнению, необходимо пересмотреть как сроки, так и объёмы строительства. «Rail Baltica планировался как проект, который даст дополнительный толчок для развития балтийских экономик и для повышения безопасности. Сейчас всё идёт к тому, что вместо толчка для экономик будет экономический кризис», – заявляет Нил Ушаков.  

Дмитрий Коптев

Архив номеров


Архив номеров