27 января 2022 18:06

Масштабное событие

Открылась выставка-фестиваль железнодорожных моделей H0

В воскресенье, 5 декабря, в ДК РУТ (МИИТ) при поддержке ОАО «РЖД» открылась выставка-фестиваль «Железнодорожная модель», посвящённая 170-летию открытия железной дороги Петербург – Москва. На выставке представлен масштабный макет железной дороги и более 150 единиц российского и иностранного подвижного состава и локомотивов. В отличие от других выставок такого типа сюда может прийти любой обладатель моделей железнодорожной техники и обкатать их на путях, построенных энтузиастами железнодорожного моделизма.
«Сапсан» прибывает на станцию Хоста

Руководитель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов – один из организаторов выставки


К 15.00 воскресенья к открытию выставки в небольшом зале на втором этаже Дома культуры Российского университета транспорта (МИИТ) собрались взрослые и дети (разумеется, в масках и на расстоянии полутора метров друг от друга) – энтузиасты железнодорожного моделирования. Выставку при поддержке РЖД и при участии кружка железнодорожного моделирования Московской Детской железной дороги (ДЖД), а также сообщества железнодорожных моделистов «Московский модуль H0» организовало Всероссийское общество любителей железных дорог.

«Такого макета, сборки таких масштабов у нас ещё не было. Спасибо РЖД, если бы не поддержка компании, эта выставка не состоялась бы!» – приветствовал собравшихся руководитель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов.

«Собранный здесь макет состоит из более чем 90 модулей. По площади и конфигурации он не имеет себе равных за всю историю отечественного железнодорожного моделизма среди макетов, собранных любителями», – рассказал руководитель кружка железнодорожного моделирования Московской Детской железной дороги Олег Сергеев.

Посетители направились к макету. Он действительно оказался большим. Составленная из модулей – макетов частей пути, станций, мостовых переходов и тоннелей, выполненных в масштабе H0 (1:87, ширина колеи 16,5 мм), – миниатюрная железная дорога заполняла собой все помещение, причудливо изгибаясь между колоннами. Длина каждого модуля составляет от метра до полуметра, так что путь, по которому предстояло двигаться моделям, был около 50 м в длину. Часть макета составлена из модулей, выполненных участниками «Московского модуля H0», часть – макет станции Хоста и подъездных путей к ней – построена учениками ДЖД.

На путях станций уже стояли модели поездов – грузовых и пассажирских. Среди моделей пассажирского подвижного состава РЖД поезда из современных двухэтажных вагонов постройки ТВЗ, выполненных с поразительной тщательностью, на путях макета станции Хоста Северо-Кавказской дороги выделялся синий локомотив Siemens c надписью «Connex» на борту, сцепленный с несколькими пассажирскими вагонами в бело-жёлтой фирменной ливрее британских железных дорог 90-х годов. Рядом стоял двухэтажный поезд Stadtler KISS в окраске австрийских железных дорог. Как они попали на СКЖД, осталось загадкой. На подъезде к станции ожидал грузовой состав из полувагонов, контейнерных платформ и цистерн, сцепленный с маневровым локомотивом ТЭМ2 в знакомой зелёно-жёлтой ливрее. С другой стороны на станцию готовилась прибыть модель поезда «Сапсан».

Станции, пути и окружающие строения были выполнены с фантастической дотошностью – платформы и даже имитация травы и гравия на инфраструктуре выглядели почти как настоящие. Фигурки пассажиров тоже не были статичными, а выполнены в довольно экспрессивной манере – по платформе бежит опаздывающая на поезд пара с большими чемоданами.

На макетах ещё двух станций – Барановичи-Полесские Белорусской дороги и Лесная, которая на самом деле была макетом немецкого вокзала, – такая же картина: пассажиры на платформе, заполненные самым разным подвижным составом станционные и подъездные пути. Во дворе домика рядом со станцией миниатюрные человечки жарили микроскопические шашлыки.


Равный доступ к инфраструктуре

Вокруг макета суетились моделисты – взрослые и дети 10–12 лет. Кто-то проверял управление моделью, кто-то – стрелками станций. Поезда пока не трогались, зато у всех участников глаза горели так, будто они как минимум готовились к запуску человека в космос. Окружившие макет дети с восторгом разглядывали модели.
«Всего только в нашем сообществе человек тридцать. У каждого из них примерно столько же. Сегодня процентов десять пришли от общего числа участников. Мы все взяли понемногу, так что тут, наверное, сейчас штук 150–200 моделей подвижного состава», – рассказал участник московского сообщества моделистов «Московский модуль» Дмитрий Баранов, представительный мужчина 40 лет.

По его словам, большинство моделистов по образованию инженеры, некоторые – бывшие и действующие железнодорожники. Модели железных дорог он, как и многие его коллеги, строит с детства. «Втягиваешься и не можешь уже остановиться. Так я, наверное, и стал строителем. Подвижные модели железнодорожной техники – сложная в изготовлении вещь: используются и металлообработка, и пластиковое литьё, и электроника. Имитируется всё – от гудка локомотива до дыма из трубы. И после того как ты долго-долго строил такую самоходную модель, смотреть, как она поехала, – это счастье. У меня в коллекции 250 вагонов и порядка 60 локомотивов. Я их все за неделю не выкатываю», – рассказывает он.

За спиной Дмитрия Баранова раздался резкий гудок – модель магистрального тепловоза серии 2ТЭ10М с грузовым поездом врезалась в модель грузовика, в нарушение всех правил пересекавшего пути. Дмитрий отвлёкся, убрал грузовик, и состав продолжил движение. Был слышен стук колёс на стыках миниатюрных рельсов. Одни моделисты оживлённо бегали вокруг путей, управляя своими моделями, другие исполняли роль диспетчеров станций, переключая стрелки и пропуская поезда.

Макет дороги полностью электрифицирован – 12-вольтовый ток подаётся по рельсам, от него работают электромоторы локомотивов. Железнодорожные модели тоже стремятся к цифровизации – управление локомотивами осуществляется дистанционно по Wi-Fi с помощью мобильного приложения.
«Мы все приносим свои модели вагонов, локомотивов и свои модули, которые строим сами, – они у нас самые разные, поэтому и поезда все составные. Большинство моделей, которые вы тут видите, – самодельные, особенно российского подвижного состава, – объяснил Дмитрий Баранов. – У нас, к сожалению, такие модели не делают. А вот зарубежный подвижной состав практически весь фабричного производства. Модули мы тоже делаем сами, и они у нас самые разные».

Мимо проехал ещё один поезд – на этот раз пассажирский, в зелёной ливрее железных дорог СССР. Казалось, что на окнах от ветра колыхаются шторки, с такой дотошностью была выполнена модель. В вагонах горел свет.
«В отличие от других выставок на нашу можно прийти со своими моделями, главное, чтобы они были выполнены в масштабе H0, и покатать их на нашей дороге, – сообщил Дмитрий Баранов. – Приходите, детям будет очень интересно!»

Кроме действующего железнодорожного макета на выставке также представлены уникальные статичные образцы редких моделей зарубежного и российского подвижного состава: боевого железнодорожного ракетного комплекса, скоростного паровоза модели 2-3-2К постройки 1938 года (советского «стримлайнера») и первого российского двухэтажного пассажирского вагона 1905 года выпуска. Представлены крупномасштабные модели из коллекции замначальника Дирекции тяги по планированию и контролю ремонта локомотивов Александра Лубягова: модели британских паровозов Rocket Джорджа Стефенсона (1829 год) и Adler (1835 год), паровоза отца и сына Черепановых (1834 год) и одного из последних локомотивов, построенных в России до революции, – С68 постройки 1917 года. Выставка работает до 18 декабря включительно, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Лев Марков
Фото Александра Саверкина


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31