25 января 2022 14:39

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

Зима близко

Как на МЖД готовятся к работе в холода

В начале ноября на столичной магистрали традиционно завершается подготовка к предстоящему сезону холодов. В этом году досрочную готовность к зиме демонстрируют в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, в графике комиссионный осмотр «Ласточек» Дирекции скоростного сообщения, успешно вошла в отопительный сезон Дирекция тепловодоснабжения. Практически готовы к приёму зимних пассажиров станции и остановочные пункты МЖД.
Поезда не замёрзнут

Приписной парк Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС) насчитывает 100 электропоездов «Ласточка», курсирующих по Московскому центральному кольцу и радиальным направлениям. По словам начальника дирекции Сергея Пономаренко, подготовка подвижного состава к работе в холодное время года началась ещё летом.
«В ходе осеннего комиссионного осмотра, который продолжается со 2 августа по 30 октября, проводится оценка технического, противопожарного, санитарного и эстетического состояния подвижного состава для минимизации рисков возникновения нарушений безопасности движения во время его эксплуатации зимой, – говорит он. – На 26 октября осмотрено 95 электропоездов. С учётом специфики скоростного подвижного состава особое внимание уделяется работе токоприёмников, автоматических дверей и выдвижных ступеней вагонов, санитарных узлов. Все 95 «Ласточек» готовы к работе в холода. Сейчас завершается осмотр ещё двух электропоездов, а три наши «Ласточки» – это вновь прибывший подвижной состав».

Как рассказал заместитель начальника МДОСС по ремонту подвижного состава Евгений Самойлов, поезда дирекции, которые эксплуатируются на неэлектрифицированных участках (Владимир – Иваново, Тверь – Ржев) с использованием тепловозной тяги, на случай обледенения нерабочих токоприёмников укомплектовываются снаряжением для подъёма на крышу оборудования и средств для удаления наледи – киянок, фенов, баллончиков с антиобледенительной жидкостью ROBSIL, страховочных тросов и удлинителей.
«Оттайка электропоездов «Ласточка» радиальных направлений серии ЭС2Г, ЭС2ГП, ЭС1П от наледи и снега будет производиться с периодичностью не реже одного раза в четверо суток, – говорит Евгений Самойлов. – Из опыта прошлых лет могу добавить, что выполнение этой операции для «Ласточек» серии ЭС2Г, курсирующих в мегаполисе – по Московскому центральному кольцу, а таких 51 поезд, достаточно производить один раз в 17 суток. Оттайка поездов будет проводиться на станциях Подмосковная и Андроновка, сейчас также прорабатывается вопрос об оттайке на Белорусском вокзале. Весь подвижной состав укомплектован дополнительным инвентарём для очистки от снега и льда подвагонного оборудования, а на пунктах оборота обеспечен переходный запас противообледенительной жидкости».

К наступлению холодов готовятся не полько техника, но и люди. Сейчас локомотивные бригады Московской дирекции скоростного сообщения проводят совместные тренировки с работниками дистанций электроснабжения по отработке порядка действий при обледенении контактного провода. Тренировки проводятся на станциях Подмосковная, Андроновка, Братцево, Смоленск, Орёл, Белгород. Для работников локомотивных бригад проведены дополнительные инструктажи по охране труда и технике безопасности при эксплуатации подвижного состава в условиях зимы. Вновь принятые на работу проходят обучение по программе «Первозимники». «В III квартале этого года техническая учёба членов поездных бригад посвящена особенностям работы в зимний период, в том числе эксплуатации систем водоснабжения, санитарного оборудования поездов, климат-установок. В фокусе внимания также оказание первой помощи пострадавшим от переохлаждения и обморожения», – говорит Сергей Пономаренко.

Комиссионный осмотр в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава формально завершается последним днём октября, но уже сегодня весь парк переведён на зимний режим работы. Как рассказал «Московскому железнодорожнику» начальник дирекции Николай Лернер, в этом году комиссионный осмотр прошли 263 электропоезда приписного парка в составе 2736 вагонов и 41 рельсовый автобус. «В вагонах электричек, чтобы избежать непроизводительной потери тепла и переохлаждения пассажиров, проведены ревизия печного и калориферного отопления, уплотнение и герметизация окон и форточек. Проверены исправность освещения салонов и тамбуров, было покрашено 192 электропоезда, окраска произведена в 2672 вагонах и 19 секциях дизельного подвижного состава», – уточнил Николай Лернер.

Зимой при низких температурах происходит увеличение жёсткости пути и силы ударов, воспринимаемых деталями электропоезда, велика вероятность попадания влаги и снега в электрические машины и аппараты. Кроме того, из-за наледи и инея ухудшаются условия токосъёма. Поэтому при проведении профилактических работ моторвагонники стараются не упускать мелочей. В каждом из 9 моторвагонных депо дирекции выполнена сезонная регулировка характеристик токоприёмников: сила нажатия полозов на контактный провод по верхнему пределу, проверка времени подъёма и опускания токоприёмников в соответствии с техническими данными, производится замена масла и смазки.
«Не остались без внимания устройства подвижного состава, связанные с безопасностью движения поездов. С использованием средств технической диагностики повсеместно выполнена проверка колёсных пар, редукторных и подшипниковых узлов, проведены обязательные работы по ремонту механического, электрического, тормозного и пневматического оборудования», – добавляет Николай Лернер.

При подготовке к зиме в дирекции создан запас запчастей, расходных материалов, оборудования и инструментов для оперативного ремонта моторвагонного подвижного состава.


В ожидании снегоборьбы

На полигоне Московской дороги в предстоящую зиму будет задействовано 156 единиц снегоуборочной и снегоочистительной техники, из них: 81 снегоуборочная машина СМ-1К, 39 снегоочистителей СДПМ, 36 пневмообдувочных машин ПОМ. Как сообщили «МоЖ» в Московской дирекции по эксплуатации путевых машин, сейчас формируется необходимый резерв запасных частей и оборудования к ней.

По словам заместителя начальника отдела эксплуатации Московской дирекции по эксплуатации путевых машин Евгении Финогеновой, на 22 октября к работе были готовы 148 единиц снегоуборочной и снегоочистительной техники. Для обслуживания такого парка потребуется 928 специалистов. Из них 730 работников выделяет дирекция. Все они входят в штат механизированных дистанций Брянск, Фаянсовая и Вязьма. Также дирекцией заключены наряд-заказы с Московской дирекцией инфраструктуры, которая в соответствии с договорённостью выделит для обслуживания техники 58 человек, 80 своих работников передаст в распоряжение Московской дирекции по эксплуатации путевых машин Московская дирекция по ремонту пути. Кроме того, в качестве помощников машиниста на снегоуборочных машинах будут задействованы 60 человек от ООО «Гарантстрой».

Чтобы создать необходимый резерв для обслуживания снегоуборочной и снегоочистительной техники, часть работников перечисленных дирекций в ближайшее время пройдут обучение в Московском учебном центре профессиональных квалификаций.
«Вообще, немало наших работников переходят на снегоуборочную технику с летних путевых машин. И здесь свои сложности. Летнюю технику необходимо перегнать к месту хранения, обеспечить сдачу в ремонт, подготовить к зимовке. Это не мгновенный процесс, требуются время и ресурсы. Однако в любом случае сотрудники дирекции при первой же необходимости будут готовы встать за штурвал зимних снегоуборочных и снегоочистительных машин», – замечает Евгения Финогенова.


Будет тепло

Как рассказал «МоЖ» заместитель начальника Московской дирекции по тепловодоснабжению Руслан Горбачёв, дирекция вошла в отопительный сезон со 100-процентной готовностью. Все объекты тепловодоснабжения на МЖД готовы к зиме: завершены текущий и капитальный ремонты, все выявленные замечания при их приёмке к работе в зимний период устранены. На балансе дирекции сегодня находятся 125 котельных. «Произведены ревизия и ремонт их оборудования, планово-предупредительный ремонт зданий и внутренних помещений, – говорит Руслан Горбачёв. – Кроме того, подготовлены все тепловые пункты, их 51. Выполнены работы по ремонту, очистке и опрессовке теплообменного оборудования, ремонт электронасосного оборудования, запорной аппаратуры. К зиме полностью готовы 214,1 км тепловых сетей, более 1100 км сетей водоснабжения и 337,8 км сетей водоотведения, 19 пунктов заправки вагонов».

В период подготовки к отопительному сезону особое внимание уделялось формированию запаса топлива. «Сегодня его в достатке. Так, на 15 октября при нормативном плане запаса каменного угля в объёме 651 тонна фактический запас составляет более 698 тонн. При плане обеспеченности углем на 41 сутки работы котельных фактически мы обеспечены на 44. На ту же дату нормативный запас топочного мазута составляет 2423 тонны на 29 суток работы, фактический запас – свыше 2434 тонн».

Завершается подготовка к работе в условиях низких температур пассажирской инфраструктуры, в том числе на линиях Московских центральных диаметров.

Как сообщили во вторник в пресс-службе столичной магистрали, на станциях МЦД-1, МЦД-2 и будущего МЦД-4 проведена проверка работы электрических систем отопления и тепловых завес в количестве 1,2 тыс. единиц. На вокзалах Фили, Кунцево, Одинцово первого диаметра, а также Царицыно, Щербинка и Подольск МЦД-2 проведена промывка и опрессовка отопительного оборудования. К работе в холодное время года готовы входные группы и оконные проёмы на 65 станциях МЦД, а также на 8 вокзалах, расположенных в пределах диаметров. Проверена освещённость платформ на курском, рижском, савёловском и смоленском направлениях МЖД.

Специалисты Московской дирекции пассажирских обустройств провели ревизию систем «антилёд», которые защищают от образования наледи и сосулек навесы над платформами МЦД. Самый большой такой навес – сразу над двумя платформами – расположен на станции Славянский Бульвар. Его площадь составляет 13 тыс. кв. м. Всё оборудование работоспособно.

К эксплуатации зимой готова пассажирская инфраструктура в Орловско-Курском регионе дороги. Диагностика систем отопления проведена на 12 вокзалах в Орловской области и 22 вокзалах в Курской области. На случай аномально низких температур на станциях с наибольшим пассажиропотоком установлены резервные котлы. Более чем на 250 пассажирских платформах выполнены работы по ремонту ограждений и навесов, отремонтировано покрытие и обновлены полосы безопасности.

Владимир Горелкин


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31