22 января 2022 17:19

Потенциал с условиями

Участие ОАО «РЖД» и других железнодорожных предприятий в совместных проектах с ОЭЗ приведёт к обеспечению транспортной доступности в регионах и, как следствие, развитию экономики страны в целом. При этом сотрудничество с ОЭЗ является выгодным и для самих предприятий за счёт налоговых преференций и возможности привлечения иностранных инвесторов, и для холдинга из-за увеличения дополнительного объёма перевозок. Однако потенциал таких объёмов зависит от ряда факторов, среди которых развитая инфраструктура региона и наличие потенциальной грузовой базы в особой экономической зоне.
Алексей Замковой, заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта»
– Реализация инфраструктурных проектов на территории особых экономических зон (ОЭЗ) в первую очередь обусловлена развитием экономики страны за счёт модернизации производственной базы, привлечения зарубежных технологий и ноу-хау в Россию, создания новых рабочих мест, а также развития транспортного сообщения между регионами.
Для ОАО «РЖД» выгода от сотрудничества с ОЭЗ заключается в присоединении к железнодорожной инфраструктуре новых точек грузогенерации и грузопотребления. Результат реализации таких проектов – это прямой дополнительный доход холдинга от грузовых (в случае с ОЭЗ промышленного типа) и пассажирских перевозок (в случае с ОЭЗ туристическо-рекреационного типа).
При этом потенциал увеличения объёмов перевозок грузов на сети ОАО «РЖД» при создании ОЭЗ и строительстве линий к ним зависит от совокупности различных факторов. Прежде всего это экономико-географическое положение места размещения ОЭЗ – является ли территория застройки greenfield (проекты на промышленных землях, впервые застраиваемых. – Ред.) или brownfield (территория бывшего крупного завода, как правило, полностью или частично используемая для размещения других производств. – Ред.), профиль производственных компаний, предполагаемых к размещению в ОЭЗ, и потребность в строительстве транспортного хаба в составе ОЭЗ.
В первую очередь коммерчески эффективным взаимодействием для РЖД являются проекты, где есть потенциал привлечения грузовой базы хотя бы на уровне 1–2 млн тонн в год. Всё зависит от местных условий и конкретных договорённостей совместного взаимодействия. В целом мы видим положительный опыт взаимодействия железной дороги и вновь возводимых промышленных мощностей на выделенных территориях – по этим проектам ОАО «РЖД» получило прирост объёмов грузовых перевозок по своей сети.
Интерес к сотрудничеству с ОЭЗ также существует со стороны железнодорожных компаний. Это обусловлено предоставлением данным предприятиям налоговых преференций и льгот по таможенным платежам, что упрощает ввоз импортных комплектующих для производства. Также стоит отметить возможность привлечения иностранного капитала в проекты и потенциальное соседство с другими промышленно-производственными предприятиями, расположенными в ОЭЗ. Участие в развитии ОЭЗ принимает и наш институт. В частности, мы разрабатываем технико-экономические обоснования инфраструктурных проектов (например, так было с ОЭЗ «Моглино»), единые комплексные технологические решения работы станции примыкания и подъездного пути необщего пользования (ОЭЗ «Алабуга»), а также новые технологические решения (технология «смарт-логистика» для индустриального парка «Ворсино»).


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31