25 января 2022 14:06

Тяжеловесы экспозиции

Несколько лет назад библиограф дорожной научно-технической библиотеки ЗабЖД Наталья Кузнецова передала музею истории Забайкальской магистрали два интересных экспоната – детализированные металлические модели двух американских паровозов-гигантов, выпускавшихся с 1930-х годов.
«Эти модели хранились у моего брата Алексея – стояли на полке в шкафу как сувениры. Сам он к железной дороге отношения не имел, работал в милиции, – рассказывает железнодорожница. – Откуда они у него появились, кто их изготовил, увы, неизвестно. К сожалению, брат из-за болезни рано ушёл из жизни, а раньше я не догадалась его спросить».

Американские паровозы достались Наталье Кузнецовой как наследство от брата. Красивые, сделанные качественно, совсем как настоящие, они ей очень понравились. Но дома модели хранились недолго. Накануне празднования нового, 2018 года она решила принести их в качестве украшения под ёлку в дорожную научно-техническую библиотеку управления. Там их и заметил директор музея истории ЗабЖД Владислав Реутов. Изделия заинтересовали историка, и он предложил сделать их экспонатами музея.
«Модели привлекли внимание отличной детализацией, да и сами по себе эти локомотивы необычные», – говорит Владислав Реутов.

По его словам, оба паровоза работали на трансконтинентальной железной дороге США Union Pacific Railroad в 1936–1944 годах. Паровоз Challenger производства компании ALCO в те годы был одним из самых крупных и тяжёлых локомотивов в мире: вес 500 тонн при длине около 36 м. «Крупнее и сильнее этой машины был только паровоз BigBoy (по-английски – «Большой парень», «Здоровяк»), который весил 600 тонн», – отмечает Владислав Реутов.

Всего было выпущено 105 «Челленджеров», до наших дней дожили лишь два. Один стоит на вечной стоянке в городе Норт-Платт (штат Небраска), а другой всё ещё эксплуатируется.

На другом музейном стенде под стеклом расположилась вторая переданная Натальей Кузнецовой модель – копия паровоза Union Pacific Railroad Steamlocomotive. «Этот локомотив интересен тем, что он дуплексный, то есть имеет четыре паровые машины. У наших паровозов была одна, в Советском Союзе создали лишь экспериментальный дуплексный паровоз П38, – рассказывает директор музея. – Особенность ещё и в том, что впереди паровоза использовалась специальная тележка с двумя ведущими бегунковыми колёсами».

Мощные тяжёлые паровозы этого типа использовались, как правило, для грузоперевозок и работали только в США. И теперь на экскурсиях во время рассказа, допустим, о паровозах распространённых отечественных серий Еа или Л экскурсовод для сравнения обращает внимание на модели американских гигантов. 

Модели паровозов уникальны и сами по себе. «Когда точно их изготовили и где, сказать трудно. Но мастер точно знал своё дело, – считает Владислав Реутов. – А судя по тому, какое внимание уделено проработке элементов, автор моделей наверняка увлекался железнодорожной техникой, возможно, сам был железнодорожником. Подобные копии нельзя создать без чертежа реального паровоза. В моделях использованы металл, клёпки, пайка: мастер явно имел доступ к необходимым материалам и оборудованию. И всё сделано качественно, на совесть».

Наталья Кузнецова уверена, что в музее Забайкальской дороги редкие модели обрели свои место и предназначение. Именно здесь проявилась истинная ценность этих артефактов, и новые интересные фрагменты истории мирового паровозостроения стали доступны посетителям.

Сергей Донцов
Чита
Фото автора


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31