27 января 2022 17:40

фото: Архив / ИД «Гудок»

Век истории и пятилетка инноваций

Самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали исполнилось 105 лет

Вчера Транссибу исполнилось 105 лет, эта дата считается с момента ввода в строй Амурского моста, соединившего две части магистрали. Дорога протяжённостью 9288 км до сих пор остаётся самой длинной железнодорожной магистралью в мире. Без преувеличения – Транссиб связывает всю Россию, ведь в регионах, через которые он следует, сосредоточено 80% промышленных мощностей страны. В последние пять лет активно идёт модернизация магистрали, внедрение на ней новых технических решений, способных ощутимо повысить её провозную способность.
Отсчёт начала работы Транссиба принято считать с 5 октября 1916 года (по старому стилю, по новому – с 18 октября. – Ред.), когда прошёл первый состав по мосту через Амур в Хабаровске, самому длинному на тот момент во всей Евразии. Этот мост длиной почти 2,5 км, который, как считали в 1891 году, при начале сооружения магистрали, вообще невозможно было построить, обошёлся российской казне в 13,5 млн золотых руб. Это почти столько же, сколько израсходовали на армию за весь военный 1915 год.

Формально железнодорожное движение по Транссибу открылось гораздо раньше – в 1903 году. Правда, паровозы шли во Владивосток через китайскую Маньчжурию. Особенно новый маршрут оценили англичане, которые могли путешествовать из Европы по железной дороге в Шанхай быстрее и дешевле, чем на пароходе из Лондона. Собственно, из-за них магистраль и стала называться на английский манер Транссибирской. Это достоинство Транссиба остаётся актуальным и по сей день, но уже для грузовых маршрутов.

Первоначально Транссиб был одноколейным, и по перегонам могли проходить всего три состава в сутки: один пассажирский и два грузовых. И только после гражданских беспорядков в Китае и неудачной Русско-японской войны в 1908 году премьер-министром Аркадием Столыпиным было принято решение провести весь Транссиб по российской территории, сделать его двухколейным и построить тот самый Амурский мост. Когда в 1916 году мост достроили, то магистраль и оказалась самой длинной в мире – 9289 км от нулевого знака на Ярославском вокзале в Москве. В конце 30-х годов прошлого века пропускной способности Амурского моста (а он был одноколейным) стало не хватать, и неподалёку построили не менее известный подводный железнодорожный тоннель, который с военной точки зрения был более защищён от возможных налётов японской авиации. А мост уже в 80-х годах прошлого века обследовали и пришли к выводу, что арочные конструкции и настил исчерпали ресурс, но опоры ещё могут служить десятилетиями. В результате их расширили и использовали для строительства второй очереди железнодорожного моста, а сверху в 1999 году соорудили ещё и автомобильную эстакаду. Старые дореволюционные металлические конструкции сдали на металлолом (правда, одна из них попала в «Музей моста», расположенный прямо на берегу Амура), в результате чего частично удалось профинансировать строительство железнодорожных пролётов на старых опорах моста. Обновлённый мост заработал в конце 2009 года.

К этому времени российские предприятия обратили внимание на активно растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, и пропускных способностей Транссиба уже стало не хватать. Для транзита в Европу требовалось ускорить перевозки контейнеров, а Китай закупал всё больше энергоресурсов.

В июле 2014 года президент Владимир Путин на БАМе по телемосту лично запустил программу модернизации Восточного полигона. Она предполагает, что к 2025 году после второго этапа модернизации провозная способность полигона (а это БАМ и Транссиб) должна достичь 180 млн тонн по сравнению с 120 млн до начала проекта.
«Безусловно, достижение высокой интенсивности движения Транссибирской магистрали сегодня возможно только благодаря внедрению инновационных технологий и новых технических средств, – говорит первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Юрий Межов. – Организация регулярных и внедрение ускоренных контейнерных поездов, переход на электронный документооборот позволяют значительно сократить транзитное время следования и сроки доставки грузов. Создана единая модель объединённого полигона, комплексно описывающая прошлую, текущую и прогнозную эксплуатационную обстановку и позволяющая реализовать инструменты комплексного анализа, контроля и планирования эксплуатационной работы с использованием расчёта составообразования и продвижения поездов по участкам. Применение технологии «Виртуальная сцепка» позволяет существенно увеличить пропускную и провозную способность железной дороги. К примеру, после внедрения этой технологии на одном из наиболее сложных участков Транссиба Большой Луг – Слюдянка пропускная способность выросла на 20 пар поездов в сутки».

Как и в начале реализации проекта модернизации Восточного полигона предполагается, что Транссиб станет скоростной магистралью: на нём увеличится доля контейнерных и пассажирских перевозок. Уже более 10 лет здесь грузоотправителям доступна такая транспортная услуга, как «Транссиб за 7 суток». Но эксперименты показывают, что этот срок возможно сократить и до 6 суток. Но это произойдёт уже после реализации второго этапа модернизации, к которому сейчас идёт подготовка.

Игнат Вьюгин


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31