19 января 2022 14:51

Инфраструктура готова не везде

Натиг Джафаров, генеральный директор ООО «ADY Контейнер»

Азербайджан является одним из главных участников МТК Север – Юг. Уже много сделано для улучшения железнодорожной инфраструктуры коридора и определена грузовая база маршрута. Однако остаётся ещё ряд нерешённых вопросов, которые негативно влияют на развитие грузовых перевозок по МТК.

Международный транспортный коридор Север – Юг является потенциальной альтернативой транспортировкам по Суэцкому каналу. Для Азербайджана важным с точки зрения увеличения транзитного потока является западный сухопутный маршрут (относительно Каспийского моря. – Ред.) данного коридора, соединяющий Россию и Иран. Его преимущество в том, что он немного короче.

Было бы уместным вкратце отметить инфраструктурные решения ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) для реализации полного потенциала западного маршрута коридора Север – Юг. Работы по налаживанию инфраструктуры в этом направлении начались после подписания 23 февраля 2016 года соглашения о координации дорог Азербайджана и Ирана и о строительстве железнодорожного моста через реку Астара на азербайджано-иранской границе и более 16 км железных дорог на территории Азербайджана, в том числе 8,5 км от азербайджанской станции Астара до границы с Ираном, и более 7,5 км внутристанционных путей.

После подписания двустороннего соглашения между АЖД и «Железными дорогами Ирана» на территории Ирана началось строительство грузового терминала общей площадью 35 га. В целом терминальный комплекс Астара Иран состоит из четырёх терминалов: общий грузовой, контейнерный, зерновой и нефтяной. На начальном этапе пропускная способность терминала составит 1,2 млн тонн в год.

Этот коридор, в нашем случае его западный маршрут, является относительно новым и поэтому не совсем популярным среди экспортёров и импортёров. Мы провели анализ с целью выявить потенциал грузового потока и на основании полученных данных определить номенклатуру товаров, которые могут перевозиться контейнерами. Из перспективной номенклатуры товаров для организации транзитных контейнерных перевозок по МТК Север – Юг из Индии в Россию можно выделить фармацевтику, пищевую продукцию в рефрижераторных контейнерах и, при наличии спроса, текстиль. При этом нам следует обеспечить грузопоток в обратном направлении из России в Индию. 47% импорта из России в стоимостном выражении составляют нефть и нефтепродукты. Чтобы маршрут заработал на полную мощность, необходимо решить несколько задач. В частности, закончить строительство недостающей железнодорожной ветки Решт – Астара на территории Ирана. Для решения этой задачи азербайджанская сторона выделила Ирану льготный кредит на сумму $500 млн для завершения строительства этого участка. Строительство ветки Решт – Астара позволит объединить в единую сеть магистрали Азербайджана, Ирана, России и сформирует единый железнодорожный сухопутный маршрут с севера до Персидского залива.

Также необходимо отметить, что снятие санкций с порта Бендер-Аббас (Иран) и открытие порта Чабахар (Иран) позволило бы использовать коридор Север – Юг для железнодорожных перевозок из этих портов в страны Северной Европы, Прибалтийские страны, страны Черноморского бассейна, Южной и Центральной Европы. Стоит отметить существенную важность иранского порта Чабахар. В отличие от Бендер-Аббаса, который находится в Персидском заливе, Чабахар располагается в Оманском заливе и не подпадает под западные санкции. Также у Чабахара более выгодное географическое положение, поскольку он располагается ближе к Индии. Правительство Индии выделило на развитие инфраструктуры порта Чабахар около $500 млн. Наряду с Индией порт Чабахар может послужить отправным пунктом для грузов из стран-экспортёров Юго-Восточной Азии, таких как Вьетнам, Таиланд, Малайзия.

Новый геополитический расклад и новые реалии в регионе не исключают возможности присоединения к коридору и других стран. В данный момент Азербайджан прилагает максимальные усилия для развязки транспортных коммуникаций на западной части своей территории.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31