17 января 2022 07:50

Музей к 70-летию депо

В День компании, 1 октября, на Октябрьской дороге отметили ещё одну дату – 70-летие моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский. Основанное в августе 1951 года предприятие за семь десятков лет превратилось в самое большое в России по плечам обслуживания моторвагонное депо, в котором трудится более 1300 человек.
В послевоенные годы ленинградцы сменили привычные места отдыха: ансамбли Павловска и Пушкина ещё только предстояло восстановить, и жители Северной столицы устремились на природу, в направлении присоединённого к СССР в 1940 году Карельского перешейка, где строились санатории и пионерские лагеря.

Пассажиропоток на финляндском направлении стремительно рос, пригородные поезда на паровозной тяге уже не справлялись с ним. 19 августа 1950 года началась электрификация главного хода востребованного у ленинградцев направления, а в июле 1951-го в Ленинград-Финляндское депо прибыли 10 первых электросекций поездов. Первый электропоезд с пассажирами отправился с перрона Финляндского вокзала Ленинграда в Зеленогорск 4 августа. В те годы поездка по этому маршруту занимала от 1 часа 14 минут до 1 часа 43 минут (сейчас на это требуется около часа, а на «Ласточке» – всего полчаса).

8 августа 1951 года начальник ОЖД Михаил Осинцев издал приказ – организовать в составе дороги моторвагонное депо первого разряда с местонахождением на станции Ленинград-Товарный-Финляндский. Первым начальником депо был назначен Николай Юрасов.

В следующем, 1952 году открылось движение электропоездов по участку Ленинград – Сестрорецк – Белоостров. Тогда же благодаря стабильному снабжению подвижным составом депо получило статус крупнейшего предприятия моторвагонной тяги на ОЖД. Для его обслуживания подбирали квалифицированных специалистов, в основном из депо Ленинград-Балтийский – оттуда пришли слесари, машинисты, помощники машинистов.

Постепенно были электрифицированы и другие участки финляндского направления: Зеленогорск – Ушково, Ланская – Сестрорецк – Белоостров. В период с 1954 по 1982 год появилось 13 новых участков, по которым стали ходить электропоезда.

С 1986-го по 1988-й и с 1992-го по 1999-й депо руководил Николай Смирнов. Во главе с ним предприятие достаточно безболезненно пережило сложные 1990-е, несмотря на то что количество пригородных перевозок уменьшалось, а подвижной состав старел.

В 2015 году на участке Санкт-Петербург – Выборг были запущены первые «Ласточки». Их водили машинисты Северо-Западной дирекции скоростного сообщения, но вскоре их сменили локомотивные бригады депо Санкт-Петербург-Финляндский, члены которых прошли переподготовку.

В день празднования 70-летнего юбилея произошло ещё одно знаковое событие: в административном здании предприятия открылся музей истории становления депо. Сбор коллекции, реставрация экспонатов, подготовка и оформление залов длились около полугода. В экспозиции – кабинет начальника депо начала 1960-х годов, детализированный макет кабины электропоезда ЭР2К-901, железнодорожный инструмент прошлых лет, сигнальные фонари на дизельном топливе. «Без прошлого нет будущего», – коротко описал миссию нового музея начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимур Кунин.

Мария Трошина
Санкт-Петербург
Фото автора


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31