17 января 2022 07:06

Сибирский опыт

Юрий Шиповалов провёл КрЖД через трудные 1990-е годы

Почётный железнодорожник, заслуженный инженер и заслуженный работник транспорта России, член-корреспондент Российской инженерной академии, кандидат технических наук Юрий Шиповалов, возглавлявший Красноярскую дорогу в 1994–1999 годах, сегодня отмечает 80-летний юбилей. В трудные 1990-е Юрий Геннадьевич внёс весомый вклад в развитие железных дорог страны и стратегически важного для России Восточного полигона.
«Яркий управленческий талант, глубокое знание специфики железнодорожного транспорта, мудрость руководителя, умение принимать нестандартные решения, добиваться поставленных целей в любых обстоятельствах, преодолевать любые трудности», – говорит о Юрии Шиповалове заместитель начальника Красноярской дороги по кадрам и социальным вопросам Олег Злотников.

Выбор железнодорожной профессии для Юрия Шиповалова был во многом определён примером отца-железнодорожника, руководившего рядом предприятий в Забайкалье и на Дальнем Востоке, лауреата Государственной премии СССР. Он родился в год начала Великой Отечественной войны в Джамбульской области Казахстана, на станции Чу, где трудился Геннадий Шиповалов. Раннее детство пришлось на военное лихолетье, потом были не менее суровые послевоенные годы. Высшее профессиональное образование Юрий Шиповалов отправился получать на Дальний Восток. В 1966 году окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер путей сообщения» и был распределён на Восточно-Сибирскую магистраль. Трудовую биографию начинал дежурным по парку на станции Иркутск-Сортировочный.

Пройдя все должностные ступени, он был назначен главным инженером этой крупной сибирской сортировочной станции, а затем возглавил её.

В апреле 1982 года Шиповалова назначили заместителем начальника грузового отдела Иркутского отделения Восточно-Сибирской магистрали, но в этой должности он проработал всего несколько месяцев – уже в июле был переведён на Красноярскую дорогу, где стал заместителем начальника службы движения по погрузке. Затем работал главным инженером службы, заместителем начальника Ачинского отделения дороги, начальником Красноярского отделения, а с мая 1990 года – первым заместителем начальника КрЖД.
«В 1990-е годы шли большие кадровые перестановки, и талантливые руководители делали головокружительные и вполне заслуженные карьеры», – говорит председатель Совета ветеранов Красноярской дороги Алексей Лычковский, работавший в те годы с Юрием Шиповаловым.

С 1994 года, когда Юрий Шиповалов возглавил Красноярскую магистраль, на дороге были реализованы многие масштабные проекты. Стартовало строительство сортировочной станции Красноярск-Восточный. Появилось дорожное конструкторско-технологическое бюро ‒ кузница новых технологий. Введена в строй первая цифровая АТС. Несмотря на все сложности 1990-х, на дороге было построено много жилья и детских садов, открыли свои двери железнодорожные больницы в Боготоле и Ачинске. Началось строительство нового цеха локомотивного депо в Иланской, шпалопропиточного завода в Решотах.
«Из общего потока дел той поры сложно выделить какие-то особенные, – вспоминает Юрий Шиповалов. – Каждое направление работы имело свою ценность и специфику, будь то технологические процессы или постоянное взаимодействие с подрядчиками.

Например, на Красноярском отделении дороги с началом пропуска длинносоставных поездов возникла проблема: необходимо было удлинить и перевести на электрическую централизацию 12 станций с ручным управлением стрелок. Это была огромная работа. Реконструкцию вели, не прекращая движения, как тогда говорили, «на колёсах».

Времена были очень непростые: кризис неплатежей, невыплаты заработной платы, угрозы шахтёров Кузбасса заблокировать Транссиб. «Здесь Юрий Геннадьевич особенно ярко проявил свои организаторские таланты, зарядил своей энергией всех руководителей, научил работать с бартерными схемами, – рассказывает Алексей Лычковский. – Помню, получим по взаимозачёту вагон холодильников – ищем покупателей в других регионах, пристроим вагон мебели по мебельным магазинам – получаем деньги и выдаём работникам зарплату. Так и выживали – с надеждой на будущее».

На Красноярской магистрали в те годы не произошло ни одной остановки движения.

Юрий Шиповалов всегда говорил, что железнодорожники – особая категория людей, с высокой ответственностью и сознательностью: «Большинство работающих на магистрали людей влюблены в свою профессию и не представляют себя вне дороги. Это ценные кадры, ими нужно дорожить».

Те, кто работал вместе с ним, помнят принципы кадровой политики, которыми руководствовался Юрий Геннадьевич. Это в первую очередь обязательное наставничество руководителей, их умение делиться опытом с молодыми инженерами и специалистами. Молодёжь нужно непрестанно учить, направлять и поправлять, подсказывая ходы решения задач, учить мыслить самостоятельно и не бояться ответственности. А это большое дело, когда молодой специалист чувствует поддержку со стороны командиров железнодорожного транспорта.

Роман Кайгородов
Красноярск


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31