16 января 2022 21:24

фото: Павел Кассин / ИД «Гудок»

В поисках затраченного времени

Артём Черногаев, начальник Центра повышения эффективности труда персонала МЖД

На Московской дороге за девять месяцев 2021 года Центром повышения эффективности труда персонала завершена разработка нескольких проектов по расчёту трудовых затрат работников предприятий и подразделений МЖД. Реализация каждого из них позволит рационально распределить обязанности между сотрудниками, исключить необоснованные потери времени и определить их оптимальную численность.  Эта работа выполняется в рамках долгосрочной программа развития ОАО «РЖД», предусматривающей дальнейшее ежегодное увеличение роста производительности труда на 5%.
– Какие задачи ставятся перед центром сегодня?
– На сегодняшний день в отрасли не все профессии охвачены нормами труда. Центр ведёт работу по разработке местных норм времени и нормативов численности для подразделений МЖД и территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД». Например, недавно центром реализован проект «Разработка местных норм времени и нормативов численности работников на погрузке/разгрузке запасных частей и деталей, металлолома в вагон/машину при ремонте/резке вагонов в эксплуатационных вагонных депо». Были определены операции, выполняемые при погрузке/разгрузке запасных частей и деталей, металлолома, проведены хронометражные наблюдения и проанализированы затраты рабочего времени. После проведения консультаций с руководителями Московской дирекции инфраструктуры и предоставления в качестве подтверждения видео хронометражного наблюдения за выполнением данной работы нормы времени были согласованы. Экономический эффект при применении разработанных норм времени составит 4443,86 тыс. руб. в год при снижении численности работников подразделения на шесть человек. За реализацию этого проекта отвечал наш эксперт Ирина Гурова.

– Среди структурных подразделений столичной магистрали есть такие, где центром реализован не один проект?
– Одно из них – Московский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. В 2019 году для этого предприятия нами было подготовлено «Типовое штатное расписание для тоннельнообследовательской испытательной станции». Недавно мы завершили ещё один проект – «Разработка местных нормативов численности работников сетевой водолазной обследовательской станции». Выполнялся он под руководством ведущего эксперта центра Натальи Стрельбовской. Разработанными нормативами численности учтены трудозатраты на обследование подводной и надводной частей опор железнодорожных мостов. Учитывалась удалённость объектов, осуществление надзора и аудита за состоянием, содержанием и условиями эксплуатации подводной и надводной частей опор железнодорожных мостов. И это не всё. Учтены также трудозатраты на составление отчётов и заключений по обследуемому объекту, проезды и проходы к месту производства работ, дополнительные затраты на обеспечивающие процессы, прочие работы, специальные обследования искусственных сооружений по отдельным поручениям (распоряжениям) Центральной дирекции инфраструктуры. Экономическая эффективность данного проекта может быть оценена исходя из условия повышения производительности труда за счёт увеличения объёмов работ по обследованию подводной части искусственных сооружений в случае выполнения работ без водолазного погружения. Условное высвобождение численности при использовании данного метода составит два человека, повышение производительности труда – 22,2%.

– География производства работ обследовательских станций Московского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – это вся сеть. Ведёт ли центр свои исследования с привлечением структурных подразделений других дорог?
– В работе над проектом по разработке нормативов численности работников сетевой обследовательской станции по земляному полотну нам оказываются техническая помощь и проведение наблюдений специалистами Самарского и Челябинского региональных центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры при содействии коллег из центров повышения эффективности труда персонала Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог.

– В последнее время для повышения эффективности производственных процессов и использования трудовых ресурсов особое значение приобретает практика совмещения профессий. Какова роль в этом процессе вашего подразделения?
– Это одно из основных мероприятий по многим региональным дирекциям и структурным подразделениям МЖД при выполнении программы оптимизации численности штата. С этой тенденцией связан ещё один реализованный нами проект – «Разработка местных норм времени на работы, выполняемые работником железнодорожной станции, совмещающим обязанности сигналиста при исключении последнего из перевозочного процесса». В ходе исследований были изучены затраты рабочего времени на ряд операций. Это укладка и изъятие тормозных башмаков, накат состава на тормозные башмаки или стационарные тормозные упоры, осаживание состава с тормозных башмаков или стационарных тормозных упоров, снятие (постановка) тормозных башмаков со стеллажа и прочие работы. Были проведены хронометражные наблюдения на железнодорожных станциях разного класса. На сегодняшний день на железнодорожных станциях полигона Московской дороги трудятся более 200 сигналистов. Ведущим технологом центра Натальей Пинайчевой разработаны местные нормы времени с учётом мнения дорпрофжела на Московской дороге. По новым нормам времени произведён анализ загрузки сигналистов, рассмотрен вопрос передачи его функций другим работникам в качестве меры уплотнения рабочего дня. По железнодорожным станциям были сделаны фотографии рабочего дня работников в целях определения их загрузки. По результатам анализа объёма работ по закреплению подвижного состава установлена возможность выполнения обязанностей сигналиста дежурным по парку и составителем.
Снижение численности от реализации данного проекта составит восемь человек по полигону Московской дороги, экономический эффект от снижения штатной численности – 5104,4 тыс. руб.
в год. Результаты проекта по передаче функций сигналистов другим работникам железнодорожной станции включены в Программу технологических мероприятий по повышению производительности труда Московской дирекции управления движением на 2022 год.
Для рационализации, полного использования рабочего времени и повышения эффективности труда мы нацелены на нормирование труда каждой профессии и должности в компании. А так как железнодорожная отрасль стремительно развивается, меняются подходы в работе, внедряется новая техника, прогрессивная технология, необходимо быстро реагировать на изменения и вносить предложения по реинжинирингу процессов и актуализировать нормативные документы по труду.

Беседовал
Владимир Горелкин


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31