22 января 2022 09:21

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Женский призыв

Важным событием в жизни компании является трудоустройство женщин на должности помощников машиниста тягового и моторвагонного подвижного состава. Дамы получили это право 1 января 2021 года. Им воспользовались 58 женщин. «Гудок» выяснил, как прошла адаптация и как встретили женщин в мужском коллективе.
С начала этого года расширен перечень профессий для женщин. В соответствии с приказом Минтруда от 18.07.2019 № 512Н («Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин») и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда СП 2.2.3670-20 с 1 января 2021 года запрещено применять труд женщин только на тех рабочих местах, где есть превышение допустимого уровня вибрации и подъём и перемещение тяжестей вручную.

В марте этого года в компании подвели первые итоги работы женщин в мужских коллективах. «Атмосфера в депо позитивная, не зафиксировано ни одного случая дискриминации на рабочем месте, скорее наоборот – мужчины помогают женщинам осваиваться в профессии», – констатировала председатель Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.

В настоящий момент на сети в должности помощника машиниста трудятся 58 женщин: в Дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) – 35, в Дирекции тяги (ЦТ) – 16 и в Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) – 7.


Поддержка коллектива важна

Женщины – помощники машиниста в ЦДМВ отмечают, что адаптация в новом коллективе прошла благополучно. «Все девушки отлично справляются со своими должностными обязанностями, прекрасно понимая, что любой труд на железнодорожном транспорте, тем более связанный с обеспечением безопасности движения и перевозок пассажиров, – это большая ответственность. Немаловажную роль в становлении в должности сыграл практико-ориентированный метод адаптации, разработанный специально для наших девушек», – отметила заместитель начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Марина Гудова. Помощник машиниста электропоезда моторвагонного депо Омск Александра Савельева рассказала, что быстро адаптироваться на новом рабочем месте ей помогли коллеги.
«Они знали, что мы придём работать, и были морально к этому готовы. Именно от коллег мы получили колоссальную поддержку, которая помогла нам привыкнуть к новому коллективу и быстро влиться в работу», – говорит она.

Александру поддерживает её коллега – помощник машиниста электропоезда моторвагонного депо Омск Анастасия Корничук. «До этого я работала кассиром-контролёром в поезде. Вообще на железную дорогу я пришла работать по совету моей мамы. Именно она направила меня в нужное русло. И буквально за два месяца до того, как был открыт приём заявок на обучение, я искала в Интернете информацию о том, есть ли женщины, которые работают помощниками машиниста. Тогда я очень удивилась, что женщины не работают в данной должности. Как только я узнала, что объявлен приём заявок, то сразу записалась. И ни разу об этом не пожалела», – вспоминает Анастасия Корничук.


Психологическая помощь

В Дирекции тяги больше всего женщин – помощников машиниста на Свердловской и Московской дорогах. «Девушки адаптировались в коллективе. Они уже принимают активное участие в жизни своих депо. Для них созданы не только условия для физического комфорта, но и морального. Они участвуют в жизни коллектива, а также с ними работает психолог», – говорит главный инженер Свердловской дирекции тяги Сергей Солонинин.

Помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Оксана Соколова считает, что женщины – помощники машиниста столкнулись с теми же трудностями, с которыми сталкивается любой новичок, и это нормально.
«Нам в нашей адаптации помог наш коллектив и работа с психологом. Лично мне работа с психологом помогла справиться со страхами по поводу работы. Также мы с девочками поддерживаем друг друга. У нас создана своя группа в мессенджере, где мы общаемся. Благодаря этому я чувствую себя увереннее», – поделилась Оксана Соколова.


Определить правильное направление

В ДОСС подготовились к встрече с новыми сотрудниками.
«Нам удалось создать для девушек все условия, чтобы они смогли комфортно работать в нашей дирекции. Мы адаптировали дома отдыха локомотивных бригад, переработали для них форменную одежду. Также недавно мы провели встречу девушек – помощников машиниста с начальником Дирекции скоростного сообщения Антоном Петровым. Они рассказали ему о существующих проблемах, и вместе мы смогли выработать пути их решения. В дальнейшем планируем организовывать подобные встречи на регулярной основе», – рассказал «Гудку» заместитель начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Александр Казанов.

Сотрудницы ДОСС отмечают, что их адаптация на новом рабочем месте прошла успешно. Помощник машиниста ДОСС Анастасия Шатохина отмечает, что им очень помогла атмосфера, которую создал коллектив дирекции. Она поняла, что железная дорога – это её призвание. «У меня очень интересная работа. Я каждый день учусь чему-то новому, и нет такого, чтобы я оставалась на одном и том же уровне. Я постоянно развиваюсь», – говорит Анастасия Шатохина.

Помощник машиниста ДОСС Ширин Саттарова работает в компании с февраля. Поначалу девушка боялась трудностей, но как только начала работать, быстро адаптировалась и влилась в работу.
«Сначала у меня были проблемы в работе с некоторыми механизмами. Но благодаря коллективу и моему напарнику – машинисту ДОСС Роману Аксёнову – эти сложности удалось преодолеть. Я очень рада, что пошла работать в компанию. Благодаря ей я теперь знаю, в каком направлении мне развиваться. В дальнейшем планирую сдать экзамен на право работать машинистом и поступить в железнодорожный университет», – поделилась Ширин Саттарова.

Её напарник рассказал «Гудку»: «Вместе с помощником мы обучили Ширин всему необходимому, и теперь она спокойно и чётко выполняет свою задачу. Никаких трудностей в работе с ней я назвать не могу, у нас всё хорошо».

Коллектив моторвагонного депо Омск Западно-Сибирской железной дороги, в котором работают 56 машинистов электропоездов и 47 помощников машиниста, в январе этого года пополнился двумя девушками. Они успешно осваивают работу помощников машиниста электропоезда ЭД4М, работают на маршрутах Омск – Называевская, Омск – Татарская, Омск – Иртышское, Омск – Исилькуль.
«К нам на работу пришли помощники машиниста Анастасия Корничук и Александра Савельева, – рассказывает машинист электропоезда моторвагонного депо Омск Алексей Щербак. – Хочу отметить, что коллектив воспринял это событие положительно. К тому же девушки очень быстро показали на деле, что уровень их подготовки, полученный на курсах помощников машиниста в Екатеринбурге, не уступает уровню молодых людей».

По словам Алексея Щербака, Анастасия и Александра – полноправные члены коллектива.
«Конечно, знания, полученные на курсах, должны подкрепляться навыками и практикой. Сейчас наши помощники машиниста набираются опыта. Конечно, иногда помощникам машиниста приходится тяжеловато. Например, зимой, в период снегопадов, им было трудно переводить ручные стрелки в депо. Но девушки с трудностями справляются, а дружелюбное отношение коллектива помогает им освоить профессию, которая ещё совсем недавно считалась неженской», – рассказал он.

Андрей Маликов, машинист электропоезда, который работает в паре с Анастасией Шатохиной с июля этого года, отмечает, что никаких особых различий в работе с женщиной – помощником машиниста он не видит.
«Могу сказать, что Анастасия – прекрасный сотрудник и профессионал. Она хорошо справляется со своими обязанностями помощника машиниста, несмотря на то что недавно считалось, что с этой работой может справиться только мужчина», – говорит Андрей Маликов.

Дарья Чикиркина
Ирина Иванова


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30