03 декабря 2021 13:21

Северный Кавказ нужно делать привлекательным

Алексей Хлопов, генеральный директор фонда «ПосетиКавказ»

Северный Кавказ является одним из привлекательных и перспективных туристических регионов Российской Федерации. География, история, культура этих мест притягивают путешественников, которые приезжают сюда за яркими впечатлениями. Потенциал туризма в регионе высок, но для этого необходимо развивать всю инфраструктуру, в том числе сеть железных дорог. Об этом и хотелось поговорить на конференции.

Северный Кавказ географически объединяет девять субъектов Российской Федерации: семь республик – Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан, а также два края – Краснодарский и Ставропольский.

При всём богатстве и разнообразии Северного Кавказа добраться до некоторых мест непросто, а по железной дороге порой невозможно. Целые туристические кластеры отрезаны от железнодорожного сообщения в принципе. Например, чтобы добраться до крупнейшего курорта Архыз по железной дороге, нужно сперва доехать до Черкесска. Но попасть сюда с московской ветки можно с пересадкой на станции Невинномысская. То же касается Домбая: от той же станции нужно добраться до автовокзала, а оттуда на автобусах до места. Даже до столицы Карачаево-Черкессии, Черкесска, нельзя доехать прямым поездом. А добираться до Эльбруса комфортно будет тогда, когда построят участок железной дороги к посёлку Терскол.

Чтобы достроить или обновить саму железную дорогу и её инфраструктуру, нужны супергигантские инвестиции.

Есть в Адыгее в Гуамском ущелье узкоколейная железная дорога, её протяжённость сейчас составляет всего около 2 км. Но эту дорогу можно восстановить и построить новый участок до плато Лагонаки, который только за летний сезон самоходом посещают до 200 тыс. человек. Апшеронская узкоколейная железная дорога была построена почти 100 лет назад, использовалась для вывоза леса и как пассажирская. Сейчас она практически вся разрушена, пути разобраны. Но некоторые её участки всё ещё служат жизненной артерией для жителей посёлков в горах.

Путешествие по железной дороге на поезде само по себе интересно. Тем более по туристическим маршрутам. Возможно сделать, как в Европе, например, – единые проездные билеты Global pass или InterRail на определённое количество дней путешествия. Человек может выйти на станции, заселиться в отель, пойти на экскурсии, а на следующий день по тому же билету сесть на другой поезд и переместиться на другую станцию. Не пять билетов покупать, а один билет, и у него между станциями есть 24 часа, к примеру, или 48 часов. При этом он получает гарантированный сервис перемещения из точки А в точку В. Это перемещение можно наполнить контентом в виде аудиогида. Либо можно предложить познавательный контент по ходу следования, который он может забирать с собой, тот же аудиогид, и в следующем поезде вернуть. Или просто через приложение РЖД его слушать.

Кавказ надо делать комфортным, привлекательным, цивилизованным и безопасным. К сожалению, ещё сохраняется стереотип, что это регион с неблагополучной обстановкой. Это общая проблематика.

Ещё важная тема, которую хотелось затронуть на конференции, чтобы турист возвращался на Северный Кавказ. Если в прошлом году городской житель ехал куда угодно, лишь бы уехать из самоизоляции, то в этом году мы видим, что туристов становится немного меньше и рост падает. Второй раз люди не едут. Конечно, это не относится к тем туристам-походникам, которые любят горы. Но всё же это не массовый турист. Для массового туриста важно, чтобы было интересно, комфортно жить, вкусно поесть и чтобы всё это сопровождалось нормальным сервисным обслуживанием. Сюда же относится возможность оплатить картой покупки, услуги.

Фонд «ПосетиКавказ» сделал свод кодов маршрутов – это зонирование, где и какие сервисы должны находиться. Правда, мы не учитывали железнодорожные станции, мы уходили вглубь регионов. Но если каждый участник будет придерживаться определённых стандартов и развивать системное благоустройство территорий, сбалансированное зонирование территории, то таким образом мы больше привлечём туристов и будем их возвращать на новые маршруты.

А железнодорожный туризм – это путешествие на поезде, культура, гастрономия, экскурсии региона в комплексном продукте. Как пример – «Жемчужина Кавказа» . И нужно продолжать развивать это направление.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30